Не так давно на канале писателя Галины Врублевской вышла любопытная статья, посвященная поддержке писателя в семье. Интересно, что статья была рождена Галиной из ее дискуссии с соседом по "Дзен". Теперь, будто бы продолжая "эстафету", я делюсь своим мнением относительно возможности или невозможности счастливой семейной жизни писателя, а также личными наблюдениями относительно оказываемой поддержке.
Дисклеймер: В данной статье, как и в любой другой - отражается субъективное мнение автора, основанное на его опыте. Автор допускает, что иной опыт может выдать абсолютно противоположный результат его убеждений. Автор не навязывает своего мнения, не учит никого писательскому мастерству, но честно делиться с вами своими мыслями. И эту честность автор убедительно просит уважать.
Что такое "поддержка писателя"?
Для меня писатель - это уникальный человек, способный оставаться в одиночестве, находясь в массе. Глубокое погружение в собственные фантазии, размышления о сюжете и героях, способны надолго "отвлечь" писателя от реальности. При таких условиях привычное представление о поддержке творчества может быть искажено. Что такое "поддержка писателя"? Как это выглядит?
Кажется, поддержка в фантазии писателя-фантаста могла бы выглядеть как-то так:
- Давайте, Лев Николаевич, мы в вас верим! - воодушевленно скандировали толстовцы, осаживая Ясную Поляну.
Тогда в чем я, как писатель, однозначно не нуждаюсь?
Во-первых, я не нуждаюсь в советах, поскольку я привыкла выходить из "творческого тупика" самостоятельно, полагаясь исключительно лишь на себя. Вообще с советами у меня взаимоотношения особые: я всегда спрашиваю у человека необходимость в его получении и прошу своих собеседников поступать также. Для меня непрошенные советы сродни блохам на любимом коте.
Во-вторых я не нуждаюсь в предложениях по написанию книги, поскольку трепетно отношусь к собственному навыку письма и весьма сомнительно реагирую на попытки кого-то по-своему дописать мою историю моими руками. Хотите написать историю - пишите. Быть может, мое представление о развитии сюжета станет для вас стимулом к обретению хобби?
Однако, от читателей я действительно кое-что беру. И беру порой весьма бесцеремонно.
В первую очередь - мысли и эмоции, благодаря которым я определяю порядок вовлеченности в текст и мир.
Ну и конечно же предположения и догадки по развитию сюжета, из чего я могу делать выводы о тривиальности или непредсказуемости сюжетной линии.
Однако, даже если я получаю от своих читателей критику - я к ней прислушиваюсь. Очень часто: записываю на диктофон или тезисно - в тетрадь, чтобы позже обработать и проанализировать ход читательской мысли. Ведь если читателю что-то необходимо дополнительно разъяснять и пояснять, то я (как автор) не справилась со своей задачей.
Все это можно получить от читателя, если беспристрастно его слушать и при этом он не обязательно должен быть супругом или родителем писателя. Ему достаточно быть обладателем живого ума и способностью хорошо анализировать текст.
Писатель и родительская семья
Лично для меня это сочетание оказалось несочетаемым :)
Мои родители весьма консервативные люди, с трудом разделяющие представление фэнтези от сказки. Не стремясь кого-то перевоспитывать или что-то объяснить я предпочла просто не говорить в их присутствии о своем увлечении писательством.
Однако, признаюсь, что где-то лет до 16-ти меня тревожило отсутствие вовлеченности родителей в мое хобби. Как всякий ребенок нуждается в одобрении, так и я какое-то время пыталась показать им свои успехи. Помню, как на последнем звонке мне вручили порядка двадцати дипломов за участие во всероссийских творческих конкурсах для юных писателей (за 10 и 11 класс - дирекция школы усердно ух копила). Мои родители тогда предположили, что это дипломы за олимпиады по литературе)
Со временем учишься относится к этому проще. Думаю, что это напрямую связано с процессом активной сепарации от родительской семьи и окончательным принятием себя. Теперь я больше слушаю, запоминаю, впитываю и не жду одобрения от них или прочих людей. Мое творчество принадлежит только мне и читатель - бесспорно дорогой гость моего мира, но едва ли он может назвать себя тем, от которого зависит мое восприятие произведения.
Тем не менее, я думаю, что родителям, чьи дети проявляют интерес к писательству, лучше прислушаться. Юный писатель способен удивить своими наблюдениями. До сих пор я перечитываю свои дневники, которые вела с 14 лет. И, признаюсь, нередко нахожу в них вдохновение.
Позвольте писателю ненадолго допустить вас к своему миру и вы удивитесь широте его просторов.
Писатель и друзья
Повзрослев я стала очень общительным человеком. В моем доме часто бывают гости, я нередко выхожу с друзьями куда-нибудь погулять или выпить кофе. Моя жизнь полна движения.
Но лишь крайне близкий круг знает о том, что я писатель. До недавнего времени я как-то особо об этом не рассказывала, да к тому же моя профессия (напомню, я - адвокат) не предполагает такого странного увлечения - писать фэнтези. Разумеется, сейчас я избавляюсь от этих установок, но этот факт очень хорошо характеризует то обстоятельство, что мое писательство едва ли отразилось на моем общении с людьми и формировании между нами дружеской привязанности.
Именно благодаря некоторым друзьям я несколько иначе взглянула на свои мысли и писательское дело в целом. Меня очень веселят размышления моей подруги задорной Н., способной из всего сделать добрую историю, даже не смотря на наличие в ней тонны нецензурщины; мне нравится деловой подход моей милой А., способной нежно, но хлестко отчитать меня за ошибку в контент-плане; меня восхищает вдумчивость К. (по образованию являющуюся драматургом, работавшей долгое время в петербургском театре) и неоднократно спрашивавшую во время обсуждения моего произведения: "Ничего, что матно?". Из последних ценных "дружеских приобретений" стала Е. - мой редактор, прочитавшая книгу уже три (или больше?) раз и признающаяся на каждой нашей встрече в своих чувствах к Рубину (я его тоже обожаю - потому, наверное, он на столько хорош).
Отмечу, что среди этих людей лишь двое прочли книгу и то, один из них - мой редактор. Но это не умаляет факта их причастности к моей жизни и оказания ими поддержки. Наличие этих людей рядом, способность встретиться со мной посреди ночи и отправится пешком через весь город за вкусным за кофе - вот их вклад в мою поддержку. Иного от них и не требуется, ведь каждый дает то, что ему по силам. И если кто-то патологически не переносит фэнтези, а другой - ненавидит читать - то едва ли я буду "заталкивать" им эту книгу.
Писатель и брак
Мне фантастически повезло с мужем. Он читал первую книгу и сейчас ждет окончания редактуры второй, чтобы прочесть все залпом. Как проявлялась его поддержка?
Он слушал. Помню, как я могла часами размышлять с ним на тему сюжета своей истории и он внимательно следил за моими мыслями, задавал вопросы и прислушивался к моим ответам.
Он гулял с ребенком и готовил ему еду, когда я уходила в кабинет. И едва ли я когда-нибудь слышала от него упрек.
Но тут стоит отметить: мой брак был абсолютно осознанным шагом. И я точно понимала за кого я выхожу и постаралась исключить "зефирно-мармеладные" настроения в отношении брака. Для меня брак - это деловой союз, основанный на общем желании создать функционирующий бизнес под названием "семья". В этой семье мы обеспечиваем друг другу комфорт, спокойствие, защиту, растим детей, гуляем с собакой и вместе следим за муравьиной фермой.
Наличие друг у друга интересов и увлечений мы принимаем как должное. И, поскольку наш союз основан на крепкой дружбе - мы не стремимся к соперничеству, потому что соперничество - удел соревнований. Мы же просто занимаемся тем, что нам нравится и смотрим что из этого выйдет.
Писатель и дети
Самое сложное взаимодействие. Едва ли можно объяснить ребенку свою потребность писать. Часто я слышала непонимание и некоторую обиду в голосе сына, который видел как я сутками сижу в кабинете, галлонами пью кофе и безустанно пишу.
Однако, недавно случилось удивительное. Семилетний сын подошел ко мне и, залипая на изучении каких-то картинок в книге, поинтересовался почему я постоянно сижу за компьютером.
- Я пишу книги. - Ответила я. - Такие, как ты читаешь с папой ночами.
- Настоящие книги? - недоверчиво уточнил сын.
- Ну, да... только пока обложки им не нужны. Они все в электронном виде... - смущенно пробубнила я.
- Мам, - сын неожиданно стал серьезным, - это же очень круто.
Он ушел, а я сидела за рабочим столом и минут пятнадцать рассеянно смотрела в текст на экране ноутбука. Кажется, это было лучшее, что я слышала за всю свою жизнь.
Рекомендации для писателей, ищущих "поддержки"
Основное правило писателя в жизни я вижу примерно таким: "Не грузи и печаль отступит". Любой талант или способность - это несомненный повод для личной гордости и не стоит прятать свой дар от общественности, но "насаждать" свое творчество родным и близким - действие несправедливое и довольно тщеславное.
В противном случае писатель рискует стать похожим на Савву Игнатьевича. Мужик, вроде, хороший, но суетливый как муха над вареньем.
Понравилась статья? Лучшая благодарность автору - Ваш лайк. Расскажите в комментариях как Вы поддерживаете своих друзей и близких в их творчестве.