Найти в Дзене
Школа Вокала.

Советы вокалистам от выдающихся певцов и певиц.

1.От Ирины Архиповой-советская и российская оперная и камерная певица (меццо-сопрано), педагог, общественный деятель, профессор Московской консерватории.

Артист оперы должен быть непременно физически здоровым и выносливым. В то же время молодежи не стоит увлекаться излишними певческими нагрузками.
Быстрая популярность артиста может оказаться обратно пропорциональной долголетию его творческой жизни. Публика, возможно, сразу признает такого исполнителя, но и скоро развенчает своего кумира и забудет.
Оперная сцена безжалостна. Выступление на ней красноречиво говорит не только о природных данных певца, оно выявляет его интеллект, вкус, культуру. И потому артисту музыкального театра надо постоянно работать не просто над совершенствованием своего вокального мастерства, но и обогащать себя духовно.
фото Ирины Архиповой(интернет)
фото Ирины Архиповой(интернет)

2.От Джульетты Симионато-итальянская оперная певица (меццо-сопрано)1910-2010.

Опору голоса я чувствую только в "маске". В области мягкого нёба, которое находится между носом и горлом, опираются для меня все звуки певческого голоса.
Голос всегда должен быть высоким (по позиции), даже на низких нотах... Причем высоким и мягким одновременно.
В пении практически всегда должна резонировать голова.
Все звуки всегда должны иметь одинаковый резонанс, они должны быть одинаковыми по окраске. На практике это достигается хорошей поддержкой звуков дыханием, которое вообще является базой правильного звукоизвлечения.
Избежать регистровых переходов можно, облегчая на переходных звуках голос. Подходя к переходу, я смягчаю звук и никогда его не толкаю, не нажимаю.
фото Джульетты Симионато(интернет)
фото Джульетты Симионато(интернет)

3.От Джакомо Лаури-Вольпи-итальянский певец, лирико-драматический тенор с исключительным диапазоном голоса и выдающейся певческой техникой.

Пение не исчерпывается физической красотой звука, точным воспроизведением нот и ритма; все это качества, достойные всяческих похвал, но не имеющие ничего общего с внутренней жизнью.
При всей необходимости владения техникой звука не менее необходимо знание тех отношений, которые связывают наш дух и наше тело; лишь оно, это знание, может поднять вокал на уровень требований, заложенных в исполняемой музыке.
Радость пения — один из главных «секретов» надежности вокальной техники и певческого долголетия. Как важна эта радость, которую певец черпает в видении иного мира, коснуться которого удается во время пения, радость, которая рождается иногда из страдания, из мучительных поисков, радость, в которой кроется секрет, делающий голос молодым, лицо улыбающимся, ум ясным, память цепкой, фантазию кипучей, чувство нежным, дух бодрым и чутким.
Джакомо Лаури-Вольпи(интернет)
Джакомо Лаури-Вольпи(интернет)

4.От Николая Гяурова-болгарский оперный певец (бас) 1929-2004.

Певец все время меняется! Меняется он, прежде всего потому, что сам не может проконтролировать себя достаточно объективно. Он не слышит того качества звука, который получается. Не слышит своего результата.
Иногда ему кажется, что звук формулируется очень хорошо и что его будет прекрасно слышно в зале, - но оказывается, что до слушателей в большинстве случаев такой звук не доходит, так как не имеет достаточной полетности...
В другом случае звук получается очень узким или, наоборот, слишком широким. Поэтому у каждого вокалиста долже обязательно быть контролер со стороны! Обязательно! Я так считаю.
Если говорить о районе, где опора ощущается наиболее ярко, то надо отметить район диафрагмы, нижних ребер, реберной дуги. И, скорее, это будет не дыхание, а поддержка пения мышцами.
Это мышцы, которые держат дыхание. В этом процессе особенно активно участвуют мышцы живота. Старые мастера даже говорили, что в нижней части живота ощущается особое напряжение. Они писали, что будто бы эта часть живота подтягивается кверху. Но я бы не сказал, что эти мышцы очень напряжены.
Вы знаете, если прийти к врачу и он вам скажет: "Дыши, дыши", - то раза четыре вздохнешь, и голова начинет кружиться!.. Вот это напряженное дыхание. А в пении для меня этот процесс абсолютно естественный.
Николай Гяуров(интернет)
Николай Гяуров(интернет)

5.От Тоти Даль Монте-итальянская оперная певица 1893-1975.

Во время пения должны быть максимальная дисциплина дыхания, свободное лицо и рот, мягкий подбородок. Голос должен резонировать в голове. Звуки как бы «выливаются» из горла, все время связаны с ним. Гортань во время пения должна оставаться неподвижной.
Я стараюсь вдыхать через нос. Дыхание набираю так, чтобы хорошо расширились нижние ребра.
Очень важно, правильно атаковав ноту, ничего не изменять.Нельзя никогда двигать горлом. Оно должно быть неподвижным.В этом — основа ровного, льющегося звука.
 Тоти Даль Монте(интернет)
Тоти Даль Монте(интернет)

6.От Мирей Матье-французская певица, записи которой проданы тиражом 133 млн альбомов и более 55 миллионов синглов по всему миру.

Мне дорог мой голос. И еще в день выступления стараюсь ни с кем не разговаривать.
В нашей профессии ничто не приходит просто так, все дается огромным трудом, голосовые связки надо тренировать каждодневно, как танцовщик начинает день уроком у станка.
Я говорю на девяти языках, а самым неподдающимся оказался, нет, не китайский или японский. Финский! Очень сложное произношение.
Каждый раз я готовлюсь к очередному фестивалю, когда я бываю у своей мамы. И она закрывает окна для того, чтобы мне ничего не мешало и я могла лучше сосредоточиться на вокале.
 Мирей Матье(интернет)
Мирей Матье(интернет)

7.Дэвид Биспем-американский оперный певец 1857-1921гг

Певец добивается правильного дыхания через верное положение и функционирование своего аппарата.
Тело держится прямо, грудь активна, сеть брюшных мышц постоянно набирает силу в процессе обучения.
Когда манера взятия дыхания, путь развития диафрагмы и абдоминальных мышц поняты певцом, это только начало.
Управление дыханием само по себе искусство.
Нужно знать, что делать с воздухом, когда он набран, сколько его нужно для фразы, как его сохранить и распределить.
Дэвид Биспем(интернет)
Дэвид Биспем(интернет)

8.Луиза Тетраццини-итальянская оперная певица, вокальный педагог.

Также крайне необходимыми качествами являются общее развитие, ум и тонкая восприимчивость — поскольку вне зависимости от того, на сколько хорош педагог, большую часть работы ученику придётся делать своей собственной головой.
Вряд ли стоит упоминать о необходимости хорошего здоровья. Красивые черты и приятная наружность — тоже не последнее дело. Хотя это и не является строго обязательным, и доказательством тому служат примеры знаменитых певцов.
Затем следует добавить качества характера и темперамента, которые также много значат: воображение и чувствительность, способность к сочувствию и проницательность, магнетизм и яркая индивидуальность. На самом деле, возможно, что после голоса и слуха это наиболее важные качества. Но, к сожалению, никакими занятиями их нельзя приобрести.
Как часто случается, что артисты наделены всеми качествами, кроме этих! Они могут иметь самые прекрасные голоса и петь с законченным мастерством, но отсутствие этих непередаваемых душевных качеств не позволяет им достичь вершин искусства. Их слушатели остаются холодны —потому что сами эти певцы холодны.
Луиза Тетраццини (интернет)
Луиза Тетраццини (интернет)

9.Мария Каллас-американская певица греческого происхождения, одна из величайших оперных певиц XX века1923-1977гг.

Бельканто – это, прежде всего, выразительность. Одного красивого звука недостаточно.
Певцы в консерватории обучаются основам. То, что мы получаем там, решает все.Если начало успешное, то мы в порядке на всю жизнь. Но если начало было неудачным, то со временем будет все труднее исправить плохие привычки.
Голос - совершеннейший музыкальный инструмент - зависит от миллиона обстоятельств: ваше самочувствие, погода, эмоции... Но обладающий таким разнообразием красок, что владение им - как наркотик..
Общаясь с публикой, впадаешь в необыкновенное опьянение, которым заражаешь всех, кто есть вокруг.
В любом случае в конце дня или спектакля необходимо заглянуть внутрь себя и сказать:
«Ну что ж, удалось то-то и то-то». И сразу нужно забыть об удачах и подумать, как исправить ошибки.
Возможно, я слишком сурова, но, по мне, лучше так, чем почивать на лаврах – это конец большого искусства. Когда доволен тем, что делаешь, нет места совершенствованию.
.Мария Каллас(интернет)
.Мария Каллас(интернет)

10.Лучано Паваротти-один из самых выдающихся оперных певцов второй половины XX века 1935-2007 гг.

В первые шесть месяцев настоящих занятий вокалом я распевал только гласные звуки.
День за днем выводил: эй, и-и-и, оу, аи, о-о-о.
Не очень-то заманчиво было тратить на такое полгода, но мой учитель Арриго Пола считал это очень важным и убедил меня в этом.
Впоследствии я сам понял, насколько такие упражнения важны. Если хочешь стать оперным певцом, нужно не только научиться владеть голосом, необходимо уметь петь СЛОВА.
В опере слова играют особую роль: благодаря им видно, как идет развитие действия.Кроме того, в словах заключена и сама музыка.
Если вы научитесь петь только ноты, а не текст роли, впоследствии вы столкнетесь с трудностями, которые будет сложно преодолеть.
Результаты первых месяцев занятий, когда я не пел ничего, кроме гласных, отложились в памяти, и это потом всегда помогало мне в работе.
Лучано Паваротти(интернет)
Лучано Паваротти(интернет)

Все рассказала более подробно здесь, т.к. статья была бы слишком велика.