Найти тему
Цитадель адеквата

Возможна ли жизнь – в лаве?

Не может ли оказаться так, что в недрах Земли, – в жидком и раскалённом камне, – также, как на поверхности, существует жизнь. Но своя, – не белковая, разумеется. Основанная, допустим, на кремнии? Такой вопрос появился в комментариях, и это – хороший вопрос.

-2

...Хороший, но можно ли дать на него ответ, исходя из накопленных уже знаний? Это часто оказывается самым сложным. Понять, что разумное суждение должно опираться на известное. Главное же всегда известно. Даже сам по себе вопрос, «что такое жизнь», подразумевает, что понятие «жизнь» уже имеет некоторое смысловое наполнение. Выражается через другие понятия. Иначе, вопрос смысла иметь не будет.

В данной же формулировке жизнь связывается с понятиями «белок», «кремний», «длинная молекула». Сразу ясно, о чем идёт речь. Могут ли в мантии Земли обитать организмы, обмен веществ которых построен на всё той же биохимии, но – альтернативной?

Ответ, впрочем, будет отрицательным. Жизнь, – которую мы можем представить и опознать, как таковую, а об иной говорить смысла нет, – основана на макромолекулах, выступающих в качестве катализаторов химических процессов и носителей наследственной информации. Можно опустить вопрос, о каких именно процессах идет речь, – допустим, этого мы не знаем, – однако же, отрицать, что процессы эти будут очень сложны – нельзя. Следовательно, очень высокой сложностью должна обладать и молекула. Это может быть только полимер.

-3

А какими бывают полимеры, мы знаем. Если речь уж пошла о кремнии, подойдут достигающие длины 10000 силоксановых звеньев силиконы. Однако, термическая стойкость оных ограничивается примерно тремя сотнями градусов. Сравнительно с белками, – это очень неплохо. Но для лавы – маловато. Камень при такой температуре не плавится.

Без расплавления же камня – нельзя. Если речь о жизни на химической основе, то реакции требуют наличия жидкой среды – раствора. Учитывая же, что метаболизме кремниевого организма место углекислого газа (CО2) займёт не летучий и практически не растворимый кремнезём (SiO2), жизнь такого рода возможна только в расплаве.

...Можно ещё отметить, что кремний в качестве основы для неуглеродной жизни давно уже тщательно рассмотрен, и признан скорее всего негодным. Это лучший из предоставляемых периодической таблицей аналогов углерода, но и он – плох. Куда менее годен, как основа для сложных соединений. Следствием чего, кстати, и является почти полное отсутствие силанов (кремне-водородов) в природе. При избытке углеводородов… Однако, это уже пустая трата времени. И так ясно, что известные макромолекулы не подойдут для заселения мантии Земли, но что если рассмотреть молекулы неизвестные?

-4

К сожалению, и неизвестные тоже – не подойдут. Ибо расплавленный камень, как легко заметить при излияниях магмы, светится от жара. А «светится» – значит, ионизирован. В недрах Земли вещество разогрето настолько, что внешние электронных оболочки часто теряются. Атомы же скрепляются в молекулы именно ими. Как следствие, с ростом температуры химические связи становятся менее стабильными и распадаются, начиная с самых слабых. Лишь самые простые и стойкие молекулы могут «выживать» в глубинах, – до нижней мантии. В ядре уже нет молекул. Вещество становится атомарным. Но и в верхней мантии, – при сотнях градусов, молекулы настолько сложные, чтобы стать основой для жизни, встречаться не могут.

...С другой стороны, известно, что на границе мантии и коры, – там где камень застывает, – происходит синтез углеводородов. Даже проникающих на поверхность, через жерла «чёрных курильщиков», разверзающиеся там, где кора особенно тонка, – на дне океана. Но в этом «известно» и кроется главная засада. Мы знаем, что недра Земли извергают компоненты для углеродной жизни. И также знаем, что ничего подходящего для жизни основанной на некой альтернативной биохимии в этом коктейле нет.