У Донны Тартт написано всего 3 книги, на каждую ушло по 10 лет. Прочла «Тайную историю», «Маленький друг», признала автора годным для дальнейшего прочтения, а вот до «Щегла» никак не могла добраться.
Тут подоспел марафон «Читаем книги Донны Тартт и Антонии Байетт», организованный каналами Longfello, «Ариаднина нить», «Библио Графия», «БиблиоЮлия», «Запах книг», «Книжная полка Джульетты», «Книжный мякиш», «чопочитать». Тянуть дальше некуда, заказала книгу, получила и обомлела. Увесистый том, на 800 страниц убористого текста.
Написано чрезвычайно подробно и досконально. Из-за плотности текста сложно вычленить цитату, слова и предложения цепляются друг за друга намертво. Ни одной мелочи автор не упустил. Благодаря такой развернутой детализации портреты персонажей получились красочные, рельефные, прямо как живые. Сам Теодор Декер, его мама, отец, друзья, окружающие. Ни разу не возникло чувство неестественности, все поступки действующих лиц представляются обоснованными, вытекающими из их характеристик.
Самым интересным персонажем романа для меня стал Борис, лучший друг главного героя. Мать у него – полька, отец – украинец, родился в Австралии, хотел бы быть индонезийцем. Жил в России, в Шотландии, Новой Зеландии, Новой Гвинее, на Аляске, в Техасе, Канаде, Саудовской Аравии, Швеции, Украине. Вот такой космополит, привлекателен в первую очередь своими славянскими корнями. Знает множество языков и учит говорить на них Тео, тот, в свою очередь, практикует Бориса в английском. Считает, что на русском лучше всего материться, но Достоевского читает в оригинале.
Дружба Тео и Бориса - отдельная песня. Подростки предоставлены самим себе и используют бесконтрольность на полную катушку. Отцам дела нет до того, чем занимаются их чада, так что пропитание они добывают самостоятельно, воруют продукты в магазинах. Пиво, водка, наркотики, таблетки – пятнадцатилетние алкоголики-наркоманы ничем не брезгуют. Неужели такова хваленая американская свобода? И в школу можно приходить с похмелья и под кайфом?
Сюжет двигается очень, очень медленно, ползет, спотыкается на каждом шагу. Из-за подробных описаний разогнать действие невозможно. Вот Тео едет из Лас-Вегаса в Нью-Йорк, 60 часов в автобусе. Автор тщательно документирует маршрут - Юта, Колорадо, Денвер, Канзас, Иллинойс, Индиана, - где и на сколько останавливались, что ели, ничего не упущено.
Половина книги прочитана, а знаменитая картина хранится в упаковке и никак не влияет на жизнь Тео, доставляя ему только постоянные переживания и страхи, дотошно изображенные автором. Так и хочется крикнуть: «Выкинь ее, и дело с концом», но ведь без «Щегла» не будет никаких приключений.
Во второй части книги действие ускоряется, превращаясь в вихрь, водоворот событий. Тео вырос, получил образование и специальность, стал молодым многообещающим антикваром, но наркоманскую сущность изжить не удалось, сказываются буйные подростковые годы. Жульничество, обман покупателей, потребность в наркотиках, национальная американская болезнь депрессия – на таком фоне о спокойной жизни остается только мечтать. Преследователи, мошенники, шантажисты, мафиози, неожиданные откровения, авантюры, перестрелки – читателю скучать не приходится. Конец у книги хороший, все проблемы благополучно разрешаются. Но как долго пришлось идти к счастливому финалу!