Средь высоких дубрав, небольших рек и полноводного Псковского озера жила высокая статная, коса в пояс, девушка по имени Ольга. Её отличали высокий ум и неимоверная физическая сила.
Согласно местному псковскому преданию, записанному еще в XVI веке, Ольга родилась в «Выбутовской веси», то есть в некогда существовавшем селе Выбуты, или Лыбуты (Любуты) на левом берегу реки Великой, в тринадцати километрах от Пскова вверх по течению. На берегу реки и доныне стоит старинный храм во имя святого пророка Илии, построенный в XV веке на месте более древней церкви. В 1914 году рядом был заложен каменный храм во имя святой и благоверной княгини Ольги Российской, но от него теперь сохранились только руины. А приблизительно в пятистах метрах к северо-востоку от Ильинского храма, недалеко от современной деревни Бабаево, можно увидеть основание некогда огромного «Ольгиного камня», взорванного в 30-е годы XX века; предание связывает его с именем Ольги, некой могучей богатырки, переносившей с места на место гигантские камни-валуны и выронившей один из них то ли по дороге в церковь, куда она спешила к заутрене, то ли отправляясь на войну с нечестивой «поганью».
В прежние времена в день памяти святой княгини, 11 июля, сюда из города Пскова ежегодно совершался крестный ход. А в 1886 году над камнем была построена кирпичная часовня, также, увы, не дошедшая до наших дней. Но память Ольги по-прежнему почитается местными жителями: ныне над фундаментом «Ольгиного камня» установлен памятный знак в виде пирамиды из валунов, увенчанный кованным крестом. Местные жители могут рассказать и о других, ныне уже не существующих камнях-валунах (или «камнях-следовиках», как называют их ученые), приписываемых преданием княгине Ольге. Рассказывают, что на них явственно были видны отпечатки ее босой ноги — но оставленные уже не мифической воительницей-богатыркой, а девушкой-подростком, почти ребенком.
Книга, о которой я хочу рассказать, удивительно интересна. Удивительна она тем, что читая её, словно переносишься в конец девятого – начала десятого веков. Со страниц так и веет «преданием старины глубокой». Помните, как у Александра Сергеевича Пушкина «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Пожалуй, впервые встречаю захватывающее повествование о русских правителях. Знакомимся: книга Алексея Карпова «Княгиня Ольга» . Написанное лёгким, образным языком, повествование восхитило меня. Нет излишней деталировки, многословных версий одного и того же события, нет длинных текстов на малопонятном старославянском языке. Я вам очень рекомендую прочесть эту книгу.
Прежде, чем переходить к рассказу о самой княгине Ольге, давайте вспомним, с чего начиналась Русь. В середине десятого века, среди племен руссов выделялся своей храбростью и мудростью один вождь. Звали его Рюрик. Его воины (варяги) совершали набеги по всему побережью Балтийского (Варяжского) моря . Жил он со своими воинами на острове Буян (ныне остров Рюген). На том острове до сих пор находится курортный городок Рурик. В 862 году Новгород пригласил Рюрика княжить и «владеть нами» (о книге «Рюрик» я писал здесь). У Рюрика был малолетний сын Игорь. Умирая, Рюрик отдал малолетнего сына Игоря на воспитание своему сородичу Олегу (Вещему) (о книге «»Олег Вещий было написано здесь). Олег покорил (но не разграбил и не сжег) Константинополь, прибив на врата города свой щит, перенес свой княжеский стол в Киев, назвав сей град «матерью городов русских». Прошли годы. Вещий Олег умер от укуса змеи, которая выползла из черепа любимого коня Олега. На княжеский трон взошел князь Игорь, прямой потомок Рюрика. Не раз посещал князь Игорь новгородские и псковские земли. Любил поохотиться близ города Пскова. Во время очередной охоты, встретил князь нашу красну девицу Ольгу, влюбился в неё. Вскоре была свадьба (903 год по летописи), нарекли Ольгу княжной киевской. В 942 году народился у них сын Святослав. Надо отметить, что в те времена в брак вступали в очень раннем возрасте. По одной из летописей мы узнаём, что Ольга была дочерью Олега Вещего и была отдана замуж за князя Игоря в малолетнем возрасте. Хотя эту версию большинство историков ставят под сомнение.
Князь Игорь был воинствующим князем, постоянные походы занимали всё его время, дома бывал редко. Тем не менее, однажды, он принял греческих послов. Автор пишет:
«Утвердив мир, Игорь отпустил греческих послов, богато одарив их «скорою (мехами), и челядью (рабами.), и воском».
Договор 944 года сыграл без преувеличения выдающуюся роль в истории Древнерусского государства, на десятилетия определив магистральное направление его развития. Русь прочно вошла в число союзников Византийской империи, и это обстоятельство станет определяющим в последующем выборе веры и княгиней Ольгой, и, уже в 80-е годы X века, ее внуком Владимиром.»
В отсутствие мужа, княгиня Ольга занималась внутренними делами Киевской Руси. В 945 году, во время похода и собирания дани с Древлянских земель князь Игорь был убит древлянами.
«Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, если не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит”. И послали к нему, говоря: “Почто идешь опять? Забрал уже всю дань”. И не послушал их Игорь. И, выйдя из града Искоростеня (возможно другое прочтение: «из Коростеня»), убили древляне Игоря и дружину его, потому что было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня града в Древлянской земле и до сего дня».
Сами древляне считали убийство Игоря законным и полностью оправданным. «Мужа твоего убили, — заявят они чуть позже Ольге, — потому что был муж твой, словно волк, расхищая и грабя». Игоря погубили жадность и корыстолюбие — а эти качества считались недопустимыми для князя и в языческой, и в христианской Руси.
И действительно, вскоре пришли Древлянские послы сообщить о том, как грабил их князь Игорь, почему они были вынуждены его убить. Заодно, они предложили ей выйти замуж за древлянского князя Малом. Ольга поблагодарила послов, сказав, что по обычаю, Вас должны принести ко дворцу в своей ладье завтра поутру. А пока отправьте гонцов к князю Малом, пусть присылает многочисленных сватов. Утром ладью с древлянскими послами торжественно принесли ко дворцу Ольги и… сбросили в заранее выкопанную яму. Тут же живьём они были закопаны вместе с ладьёй. Так свершилась первая месть Ольги за убиенного мужа.
Вскоре приехали сваты древлянского князя. Радостно встретила их Ольга, по обычаю предложила помыться в бане с дороги, а утром звала к себе во дворец, принять ответ на сватовство. Уставшие с дороги сваты с удовольствием пошли в истопленную баню. Баню заперли снаружи и подожгли. То была вторая месть княжны Ольги за убиенного мужа.
В 946 году княжна Ольга с дружиной подошла к древлянскому городу Искоростень, попросила устроить близ этого города тризну по убиенному мужу Игорю. Пусть тризна будет окончательным знаком примирения. Кто не знает, тризна – совокупность языческих обрядов, пиршества и состязаний в честь покойного. И начался хмельной многолюдный пир, по окончании которого, древляне, коих было сотни тысяч, были изрублены дружинниками княжны Ольги. То была её третья месть за убиенного мужа.
Затем она вернулась к городским укреплениям Искоростеня и обратилась к жителям города. Знаю, говорила она, что с вас брать нечего, но и без дани я уйти не могу. Пусть каждый житель принесет мне по голубю или воробью, и я уйду с вашей земли. Жители поверили ей и принесли всё, что она просила. Ближе к вечеру. Ольга приказала привязать к хвостам птиц горящие лучины и отпустить их на волю. С горящими лучинами птицы полетели в город, в свои гнёзда и сожгли весь город. Оставшихся жителей Ольга увела в плен. То была четвертая месть Ольги за убиенного мужа.
«В отличие от своих предшественников, Ольга сумела полностью уничтожить самостоятельность Древлянской земли, напрямую подчинив ее Киеву. Не приходится сомневаться в том, что древлянские «князья» — в числе главных виновников убийства Игоря — приняли от нее жестокую смерть. Подобная расправа была в обычае того времени.»
«Вернувшись вместе с сыном в Киев и пробыв там «лето едино», Ольга — по летописи, в 947 году — уже без сына отправилась на север, к Новгороду и Пскову. Между прочим, тот факт, что Святослав остался дома, примечателен. Напомню, что он — пускай и номинально — считался новгородским князем. Однако Ольга предпочла действовать в Новгородской земле от своего собственного имени.
В этом смысле реформа княгини Ольги — действительно поворотное событие в истории древней Руси. Она освобождала княжескую власть от колоссальной нагрузки ежегодного объезда громадных территорий. А это, в свою очередь, позволяло приступить к решению других задач, связанных с хозяйственным и государственным освоением подвластных Киеву славянских и неславянских земель. Собственно, освобождение князя от личного участия в каждом действии государственного характера — ключевой эпизод в становлении государственности как таковой. Создание сети «погостов» на новых землях, не охваченных «полюдьем», было по существу первым шагом в деле реального «огосударствливания» всей территории древней Руси, превращения своеобразной федерации племен под властью Киева, созданной Олегом, в действительное подобие настоящего государства, первым шагом на том долгом пути, который завершится лишь в годы княжения Ярослава Мудрого, если не позднее.»
Одним из главных событий в жизни княжны Ольги, стал её визит в Константинополь. Впервые русичи пришли на греческую землю не с огнём и мечем, а с миром. В Константинополе Ольга крестилась, приняв христианскую веру. Истинную причину крещения Ольги мы никогда не узнаем. Возможно, она увидела силу единения христиан перед Богом, возможно, она вдохновилась великолепием христианских храмов, строгости и размерности жизни христиан.
«Если верить летописи, решающую роль в крещении Ольги сыграл еще один человек, а именно греческий император, хотя в изображении летописца он выгладит совсем не столь благочестиво, как патриарх. Более того, отношение к нему и Ольги, и автора летописного рассказа — откровенно насмешливое, что само по себе весьма показательно.
По летописи, Ольга сама обратилась к царю с просьбой о крещении, причем непременным условием поставила его личное участие в совершении таинства: «Да если хочешь меня крестить, то крести меня сам; если же нет, то не крещусь»».
По возвращении из Константинополя в Киев, княгиня Ольга не раз предпринимала попытки крестить Русь. Причём, обращалась она и к известному католическому священнику Адальберту. Тот приезжал в 961 – 962 годах в Киев, но был неласково встречен сыном Ольги Святославом, ярым язычником, который фактически прогнал Адальберта. Интересный факт: много лет позже, 23 апреля 967 года, пришел на берег Балтийского моря крестить пруссов. Пруссы не поняли его и убили.. Произошло это в районе нынешнего города Балтийска Калининградской области. На том месте с 1300 года, с перерывом на советское время, стоит католический крест. А в поселке Прибрежное, близ Калининграда, построена церковь святой равноапостольной княгини Ольги. В самом Калининграде заново построен приход католической церкви святого Адальберта, восстановлена кирха (церковь по-немецки) святого Адальберата, сейчас там устанавливают или хотят установить православный иконостас. Вот такая связь времён.
А что Ольга? Княгиня Ольга состарилась, но сохранила очень нежные отношения со своим сыном Святославом. Она тихо отошла от дел, передав правление сыну. Однако, в 969 году, когда дружина Святослава была в очередном походе, город Киев осадили печенеги. Ольга неистово молилась и день и ночь, киевляне же решили сдать город, чтобы хоть кому-то спастись. В это время небольшой отряд воинов Святослава подошел к Киеву, увидев огромное войско печенегов остановился. Печенеги же, увидев ратников Святослава, решили, что это передовой отряд русичей, что скоро подойдёт основная русская дружина, и решили отойти, пока не поздно. Киевляне поутру открыли городские ворота, и к своему изумлению, встретили немногочисленных дружинников Святослава.
Княгиня Ольга умерла своей смертью в мире и согласии со всеми. Святослав, будучи язычником, похоронил мать по христианскому обычаю. Авторитет Ольги был так высок, что некоторые окружавшие её люди, приняли христианство. Но Русь еще не была готова к крещению. Пройдёт время и князь Владимир, внук княгини Ольги будет крестить Русь. Три княжения — Ольги, Владимира Святого (сына Святослава) и Ярослава Мудрого (сына Владимира Святого) — это три эпохи нашей истории, и каждая из них определила судьбу страны на тысячелетие вперед.
В 1547 году Княгиня Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Она считается покровительницей вдов и новообращенных христиан.
Стоят на земле русской многочисленные памятники первой русской святой Женщине, её чтут в Киеве (вру, чтили до известных событий), во Пскове и Новгороде.
Её помнят дремучие леса псковщины и новгородчины, жаркие улочки Стамбула – бывшего Константинополя, крутые берега стольного града Киева. Переликается малиновый перезвон колоколов церквей, среди которых церкви святой равноапостольной княгини Ольги.
Повторюсь, книга Алексея Карпова «Княгиня Ольга» очень интересная и легко читаемая. Настоятельно рекомендую прочесть эту книгу.
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал