В 1965 г. по случаю 20-летия со дня разгрома фашисткой Германии, французское правительство передало Советскому Союзу документы об участниках французского сопротивления, имевших русские корни. Тогда стало известно о многих героях, боровшихся с фашизмом за пределами родины. Присутствовали в списке и женские имена, одним из которых было имя Веры (Вики) Аполлоновны Оболенской.
Родилась Вера в Баку 11 июня 1911 г. (24 июня по новому стилю) в семье вице-губернатора Макарова Аполлона Аполлоновича. После Октябрьской Революции Макаровы эмигрировали. Правда, сделали это не сразу, а только в 1920 г., после установления в Азербайджане Советской власти.
Перебрались Макаровы в Париж. Однако глава семейства «найти себя» там не смог, и в поисках заработка отправился за океан. А вот его дочь, мадемуазель Макарова активно влилась в молодёжную жизнь, превратившись в настоящую парижанку. Вера и называть себя стала на французский манер – Вики (с ударением на последний слог).
В 19 лет девушка устроилась работать манекенщицей в русский Модный дом «Миеб». Её наставницей стала Софья Носович (Софка), с которой они сразу сдружились. Именно Софья познакомила подругу сначала с Жаком Артюи, у которого Вики вскоре стала работать секретарём, а затем и с Николаем Оболенским, потомком известного княжеского рода и крестником матери императора Николая II.
Николай Александрович был одним из немногих эмигрантов, кто прекрасно устроился на чужбине. Про него говорили, что он мог позвалить себе ездить на такси в качестве пассажира, а не сидеть за рулем. Несмотря на разницу в возрасте (11 лет), сошлись они с Вики быстро, поскольку оба любили праздную и беззаботную жизнь. К тому же Николай умел красиво ухаживать, и молодая княжна была не в силах устоять. В 1937 г. пара обвенчалась. Будущее казалось молодой паре прекрасным.
Но 10 мая 1940 г. Германия вторглась во Францию. Блицкриг удался. Уже 20 июня Франция подписала Компьенское перемирие, в результате которого потеряла 60 % территории, включая Париж и атлантическое побережье. А за два дня до подписания позорного мира, Шарль де Голь выступил по радио Би-Би-Си из Лондона, призывая к созданию французского сопротивления. Как утверждали знакомые Оболенских, именно эта речь вдохновила Вики начать антифашистскую деятельность.
Долго искать выходы на подпольщиков ей не пришлось. Одним из организаторов ячейки сопротивления под названием ОСМ (Organisation Civile et Militaire) был её друг и работодатель Жак Артюи.
Кстати, французская Википедия в статье про Веру Оболенскую утверждает, что именно товарищи по сопротивлению стали называть её Вики. Другие источники говорят, что в подполье её знали как Катрин. Скорее всего, правы вторые. Есть немало свидетельств, что под именем Вики будущую княгиню знали ещё в пору работы в Модном доме. Путаница, возможно, возникла из-за того, что по документам она проходила под именем Вера.
В сопротивлении Вики работала активно. Благодаря отличной памяти она без труда запоминала огромные объёмы информации. Вики знала многих членов организации, их реальные имена и клички, адреса и пароли конспиративных квартир. Она участвовала в сборе разведданных, изготовлении и распространении листовок, организации побегов военнопленных, подготовке для них документов и легенд.
Соратники Вики рассказывали, что собранные группой OCM сведения поступали сначала Вики Оболенской, которая исполняла обязанности генерального секретаря организации, а затем передавались в Лондон. В частности именно этой ячейкой сопротивления, при непосредственном участии Николая Оболенского, была получена подробная информация о строительстве оборонительных сооружений вдоль западного побережья Франции, т.н. Атлантического вала.
Разумеется, участниками сопротивления активно интересовалось гестапо. Аресты проходили регулярно. Так уже в конце 1941 г. был взят под стражу Жак Артюи. А 17 декабря 1943 г. гестапо арестовало и Вики Оболенскую.
По одной из версий, соратников выдал попавший в руки оккупантов Ролана Фаржона (одного из лидеров OCM). Утверждают, что он не выдержал, когда нацисты стали пыта̲ть его невесту у него на глазах. Так ли это было на самом деле, неизвестно, так как информация об обстоятельствах, предшествовавших аресту группы подпольщиков сильно разнится.
И всё-таки арестовали Вики, можно сказать, случайно. Гестапо ворвалось в квартиру, где проживала Софья Носович в тот самый момент, когда там находилась и Оболенская, пришедшая уговорить подругу покинуть Париж.
Сложно сказать, что происходило в застенках гестапо. Одни источники говорят, что Оболенскую би̲ли и подвергали пыт̲кам, другие утверждали, что физического насилия к ней не применяли. Точно можно сказать, что Вики не только никого «не сдала», но и спасла некоторых товарищей, утверждая, что их не знает. Рассказывают, что за отказ говорить немцы прозвали её Prinzessin – Ich wei nicht (Княгиня – я не знаю).
Гестаповцы были удивлены, почему эмигрантка так упорно борется с теми, кто ведёт войну против большевиков, из-за которых её семье пришлось покинуть родную страну, на что та им ответила:
«Цель, которую вы преследуете в России, разрушение страны и уничтожение славянской расы. <…> Я не предам ни своей Родины, ни страны, меня приютившей».
Впрочем, откуда взялась эта цитата и произносила ли ее княжна в действительности – неизвестно.
Зато известно, что летом 1944 г. Вики приговорили к смертной казни и перевели в тюрьму Плётцензее. 4 августа 1944 г. она была ка̅знена путём отсечения головы гильотиной.
Что касается Николая Оболенского, то он был арестован вскоре после супруги. На очных ставках Вики уверяла, что они развелись до войны, и «бывший муж» ничего не знал о её работе в сопротивлении. Однако его не отпустили, а отправили в концлагерь Бухенвальд, откуда он и был освобождён в апреле 45-го.
О смерти супруги Николай Александрович узнал в конце 1946 г. До этого он все еще надеялся, что она выжила. 5 декабря в письме другу и соратнику Мишелю Пасто Николай пишет:
«…я получил официальное уведомление о ее смерти. Моя бедная жена была рас̲стреляна…»
Позднее, именно Пасто, побывав в Плётцензее, выяснил реальные обстоятельства смерти Вики.
После войны Николай Александрович работал в газете «Пари Матч», но в 1961 г. решил оставить мирскую жизнь, принял сан и служил настоятелем собора Святого Александра Невского в Париже. Он больше так и не женился и ушел из жизни в 1979 г.
Сейчас, будучи в Париже, можно зайти на русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа и возложить цветы перед надгробьем с именем и датами жизни Веры (Вики) Аполлоновны Оболенской. Однако под могильным камнем нет ее останков. Считается, что сразу после ка̅зни те̲ло Вики увезли в анатомический театр. Как с ним поступили дальше – неизвестно.