В 20 веке не раз предпринималась попытка объяснить специфичное строение человека прохождением водной стадией. Были как упоротые варианты (от китов), так и вполне себе наукоёмкой "жизни на мелководьях", предложенной морским биологом Алистером Харди в 1960 году. Не принятая научным сообществом изначально, не нашла она даже косвенных подтверждений и позднее. Однако среди "оппозиционеров от науки" и просто сомневающихся гипотеза оказалась чрезвычайно живучей, и их комментариями частенько завалены статьи, посвященные эволюции человека.
Подробный разбор акватической гипотезы есть на нашем канале. Не вижу причин повторяться, но если интересно, можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Если в кратце, основная проблема - попытка объяснить всё и сразу для процессов, между которыми миллионы лет эволюции, игнорируя находки в промежутках.
Тем не менее научное сообщество признаёт, что с водой нас многое связывает. А вот что именно, мы и рассмотрим в данном материале.
Самым древним представителем человекообразных обезьян, которому наука приписывает полуводный образ жизни, является парантроп Бойса. Жил наш сегодняшний гость с 2, 5 по 1 млн. лет назад в восточноафриканских ущельях Олдувай, Кооби-фора, Локалеи (Танзания). Исследования его зубов показали, что питался он преимущественно мягкой травой, а износ зубов говорит о попадании в пищу мелких абразивных частиц или попросту песка. А где у нас мягкая растительность и песок? Правильно, на берегах рек. Кроме того, на тесную связь с водой намекает степень содержания определённых изотопов кислорода (у животных она отличается в зависимости от того, в засушливых или богатых реками районах они обитают). Значения, полученные в результате исследования, дали результат, близкий к таковым у бегемота. Иными словами, наш гость предпочитал пожёвывание осоки на речных берегах прогулкам в саванне.
Однако нас больше интересуют не мирные вегетарианцы, а хищники, питающиеся рыбой и морепродуктами. Для этого необходимо перенестись из Танзании в Израиль. Именно тут, на берегах реки Иордан, находится стоянка Гешер-Бенот-Яаков («мост Дочерей Иакова» на иврите), где 780 тысяч лет назад мирно (а может и не очень) жили и, что для нас более важно, рыбачили наши далёкие предки - homo erectus.
Интересна данная стоянка не только большим количеством останков рыб (преимущественно карпов двух видов Luciobarbus longiceps и Carasobarbus canis) и мелких беспозвоночных, но и находками очагов, что свидетельствует об активно использовании эректусами огня. Интересное совпадение, не находите? Вот и израильским учёным показалось также. Поэтому они проанализировали останки найденных там рыб и получили сенсационные данные.
Так, исследования глоточных зубов карпов показали, что на них воздействовали высокой температурой выше двухсот, но ниже пятиста градусов. Иными словами, данную рыбу запекали на костре, а не просто кинули останки в угли, и на данный момент это самые древние следы приготовления пищи.
До этого рекорд принадлежал стоянкам возрастом 170 тысяч лет и принадлежал уже достаточно развитым сапиенсам и неандертальцам.
Следующая наша остановка датирована уже 160 тысячами лет назад и относится к уже упомянутым мной Homo sapiens. На южном побережье Западной Капской провинции, что в Южной африке, есть комплекс пещер 13A и 13B Пиннакл-Пойнт. Нас интересует вторая, ибо именно в ней сохранились не только следы быта наших дальних предков, но и их трапезы (в пещере найдены многочисленные раковины моллюсков). Проведённые исследования изотопного состава костей подтвердили гипотезы учёных - диета данной группы была преимущественно богата морепродуктами.
Не отставали от сапиенсов и неандертальцы. Однако следы их гастрономических предпочтений найти было сложнее. Тем не менее в португальской пещере Фигейра-брава обнаружены свидетельства того, что до половины рациона местных неандертальцев составляли морские рыбы, моллюски, птицы и млекопитающие. Останки в пещере датированы от 100-86 тысяч лет назад. Однако если учесть, что 110 тысяч лет назад Европу накрыл ледник, останки более древней такой деятельности могли попросту не сохраниться. О том, что неандертальцы проводили много времени в воде или у воды, подозревают уже некоторое время.
Один из аргументов в пользу этой точки зрения — частота появления выростов височной кости («уха серфера») на черепах представителей данного вида. Анализ 54 черепов кроманьонцев и 23 черепов неандертальцев показал, что у последних «ухо серфера» встречалось в 57 процентах случаев, в то время как у представителей нашего вида — в 20–25 процентах случаев.
Примерно в это же время сапиенсы преуспели в изготовлении специализированных инструментов для ловли рыбы из кости. Перенесёмся на другой берег средиземного моря в Северную Африку. Здесь, в Демократической Республике Конго, находится стоянка Катанда, где были найдены первые в истории костяные гарпуны. Причем сделаны они достаточно искусно (2 фото в подборке). С их помощью наши предки занимались охотой на местных клариевых сомов.
Примерно с этого самого времени рыбалка становится систематической для наших предков, а рыба плотно входит в рацион, где и находится до сих пор.
Подведём итоги. Наши далёкие предки на протяжении всего своего существования взаимодействовали с водой и ресурсами, которые она могла дать. Рыба содержит большое количество омега-жирных кислот, включая докозагексаеновую кислоту, которая необходима человеку не только для общего здоровья, но и для развития мозга. Ученые предполагают, что доступ ранних Homo к водным пищевым сетям мог оказать значительное благоприятное воздействие на их когнитивные способности и даже на рождаемость.
Однако переоценивать влияние аквакультур на эволюцию человека тоже не стоит. Находки, достоверно свидетельствующие о рыбное диете ранних homo, слишком фрагментарны.
Тем более, что поедание рыбы не означает, что люди специально адаптировались к её поеданию. Она попадала в рацион в тот момент и в тех количествах, когда имеющихся навыков было достаточно, что бы её поймать.
Кроме того, нельзя игнорировать многочисленные свидетельства активного поедания мяса, злаков и корнеплодов, характерных для саванн. Даже у упомянутых нами эректусов рыбный тип питания был скорее исключением и касался ограниченного числа групп. Большинство находок их трапез говорит нам об активном потреблении ими мяса. Борьба за выживание требовала от предков человека искать все доступные способы для пропитания и именно эти вызовы стали основой для эволюции древних людей, а не конкретные пищевые привычки. Те лишь продвинули наш вид по рельсам, уже подготовленным самой средой.
А на этом у меня всё! Если вам понравился материал, не стесняйтесь ставить лайки и оставлять комментарии, это очень мотивирует нашу команду на написание новых интересных материалов. Спасибо, что читаете нас!
Автор: Это так не работает
Дополнительные материалы
о явных противоречиях между реальными водными животными и человеком
рацион древних гоминид
приготовление рыбы эректусами
рыбная диета неандертальцев
следы разделки тушь австралопитеками
Как наши предки рыбу учились ловить