Найти в Дзене
Пей Таблетки!

Таблетки от бессонницы: разбор препаратов

Как дышать диафрагмой и не втыкать перед сном в телефон мы разобрались, а теперь предлагаем узнать, какие опции предлагает нам фарма. Проблемы со сном встречаются чаще, чем ты думаешь. И если заниматься КПТ (когнитивно-поведенческая терапия — один из самых эффективных подходов в психотерапии) готовы немногие, то закинуться мелатонинчиком — эт за милую душу. Если мы поделим лекарства от бессонницы на несколько категорий, из этого выйдет примерно следующее: Обращаем твое внимание на то, что таблетки не должны быть единственным методом лечения бессонницы. Это тот случай, когда нам необходим пресловутый мультидисциплинарный подход, где поведенческие стратегии играют важную, если не решающую, роль. Первой линией терапии у нас по-прежнему остается когнитивно-поведенческая терапия бессонницы, а потом уже все остальное. Доказательная база у этой методики покрепче, чем у любой таблетки, так что советуем ей не пренебрегать. Препараты, официально одобренные для лечения бессонницы Это те, у которы
Оглавление

Как дышать диафрагмой и не втыкать перед сном в телефон мы разобрались, а теперь предлагаем узнать, какие опции предлагает нам фарма.

Проблемы со сном встречаются чаще, чем ты думаешь. И если заниматься КПТ (когнитивно-поведенческая терапия — один из самых эффективных подходов в психотерапии) готовы немногие, то закинуться мелатонинчиком — эт за милую душу. Если мы поделим лекарства от бессонницы на несколько категорий, из этого выйдет примерно следующее:

  • препараты, одобренные регулирующими органами (заморским FDA или нашим Росздравнадзором) для лечения бессонницы;
  • рецептурные таблетки, которые назначаются при бессоннице, но off-label (не по показаниям из инструкции, то бишь);
  • отпускаемые без рецепта снотворные средства;
  • пищевые добавки.
Обращаем твое внимание на то, что таблетки не должны быть единственным методом лечения бессонницы. Это тот случай, когда нам необходим пресловутый мультидисциплинарный подход, где поведенческие стратегии играют важную, если не решающую, роль.

Первой линией терапии у нас по-прежнему остается когнитивно-поведенческая терапия бессонницы, а потом уже все остальное. Доказательная база у этой методики покрепче, чем у любой таблетки, так что советуем ей не пренебрегать.

Препараты, официально одобренные для лечения бессонницы

Это те, у которых в инструкции черным по белому среди показаний к применению прописана бессонница или нарушения сна. По механизму действия они делятся на 4 группы:

  1. Агонисты бензодиазепиновых рецепторов: как бензодиазепиновые, так и более современные НЕ-бензодиазепиновые препараты. Все они обладают седативно-снотворным эффектом, то есть воздействуют на мозг, вызывая сонливость. Бензодиазепиновые колеса помимо седативного эффекта способны расслаблять мышцы и снижать тревожность, но сегодня они не рекомендуются для старта терапии бессонницы из-за риска привыкания к ним. У них достаточно продолжительный период полувыведения, поэтому в течение дня тебя может клонить в сон. Тем, кто ездит за рулем или работает в условиях, где нужна повышенная концентрация внимания и шустрая реакция, бензодиазепины не подойдут. 
    НЕбензодиазепиновые препараты славятся меньшим количеством побочек и более коротким периодом действия, поэтому советуем отдавать предпочтение им.
    Важно знать: на фоне приема небензодиазепинов с тобой может происходить всякая дичь, например, ночные зажоры, желание сесть за руль или заняться сексом во время или сразу после сна. Такое часто забывается, поэтому если кто-то из близких замечает за тобой необычное поведение, это повод к ним прислушаться и пересмотреть терапию. Сочетать агонисты бензодиазепиновых рецепторов с алкоголем и другими седативными нельзя. Читай внимательно инструкцию и не стесняйся задавать уточняющие вопросы своему врачу.
  2. Новенький антагонист рецептора орексина (суворексант). Одобрен FDA для лечения бессонницы в 2014 году, а с 2016 зареган и на нашем рынке (но как всегда не продаётся). Принцип его действия завязан на блокировании шайтан-молекулы по имени орексин. Эта штуковина отвечает за наше активное бодрствование. То есть, когда рецепторы к орексину в мозге блокируются, сигналы для продолжения активной деятельности не поступают, и организм переходит в “спящий режим”. Выходит, в отличие от остальных снотворных, которые ускоряют засыпание, суворексант “выключает” бодрствование. Прикольно, да? Одна из его распространенных побочек — сонливость на следующий день. Нужно ее учитывать.
  3. Антагонист гистаминовых рецепторов (доксепин). Тоже зарегистрирован в РФ, но [не сломлен] не продаётся. Этот препарат относится к группе антидепрессантов и используется при нарушениях сна на фоне неврозов, алкоголизма и органических заболеваний ЦНС. Курс лечения короткий: не более 2-3 недель. В дополнение к сонливости среди побочек встречаются тошнота и инфекции верхних дыхательных путей.
  4. Агонист мелатониновых рецепторов рамелтеон (даже не зареган в РФ). Его прикол в том, что этот препарат имитирует действие гормона мелатонина, который вырабатывается в недрах наших мозгов и отвечает за регуляцию цикла сон-бодрствование. Лучше всего подходит тем, кто испытывает трудности с засыпанием. Из плюсов: не вызывает привыкания и сонливости по утрам. Распространенные побочные эффекты включают: головокружение, тошноту и слабость.

Препараты, которые назначаются вне показаний

  • Антидепрессанты с седативным эффектом: тразодон, миртазапин и амитриптилин. Несмотря на то, что эти препараты могут помочь с засыпанием, их рутинное применение при хронической бессоннице — не всегда хорошая идея. Дело в том, что седативный эффект антидепрессантов имеет кратковременный характер, а риски побочных эффектов вполне отчетливые. Практическое руководство Американской академии медицины сна (уже известная нам AASM) включает в рекомендации только доксепин и не советует использовать тразодон, основываясь на скудности данных о его эффективности в отношении лечения бессонницы. То же самое касается миртазапина и амитриптилина, хотя в других гайдах они присутствуют.
  • Противоэпилептические средства. Ограниченные данные показали улучшение продолжительности сна на фоне приема габапентина. По идее, эта группа препаратов должна подойти тем, кто страдает от нарушений сна на фоне алкогольной зависимости или хронического болевого синдрома, но это не точно.
  • Нейролептики и анксиолитики при симптомах бессонницы назначаются часто. Обычно при нарушениях сна выписывают относительно низкие дозы кветиапина (25-100 мг), но ни одна авторитетная организация так делать не советует. Если у пациента нет сопутствующего психиатрического диагноза (шизофрении или биполярного расстройства), полечить бессонницу можно более безопасными таблетками. Анксиолитики вроде клоназепама недостаточно изучены на предмет эффективности и безопасности при бессоннице. Лучше всего их использовать, если сложности с засыпанием вызваны тревогой или депрессией.

Безрецептурные снотворные

Полностью регулируются FDA и прочими органами фармаконадзора, включая их состав, дозировку, показания, производство и маркетинг. В состав этих препаратов обычно входят антигистаминные димедрол или доксиламин, иногда в сочетании с анальгетиками (парацетамолом или ибупрофеном), и продаются они в качестве снотворных средств.

Их жирный плюс в доступности и значительной безопасности. Но применять их следует с осторожностью, особенно пожилым. При длительном применении возможно развитие толерантности, когда для достижения снотворного эффекта будут требоваться очень высокие дозировки, а это чревато развитием побочек: головокружением, нарушением координации и болями в животе. Поэтому для лечения хронической бессонницы безрецептурные снотворные не подходят.

И на десерт у нас пищевые добавки

Почти всегда главное действующее вещество в них — мелатонин. Тот самый гормон, который регулирует наши циркадные ритмы и цикл сна и бодствования. Вот только в отличие от селективного агониста мелатонина (ралметеона) сам мелатонин из таблетки работает плохо. Да, он помогает облегчить процесс засыпания, но никак не участвует в поддержании сна в течение ночи. Поскольку мелатонин продается в качестве пищевой добавки, никто не отслеживает его реальное содержание в таблетке, а значит, не гарантирует эффективность. Систематический обзор 2020 года показал, что съедобный мелатонин приводит к статистически значимому, но небольшому улучшению засыпания и общей продолжительности сна, но единого мнения относительно его клинической пользы нет.

Лечебные дозы мелатонина при бессоннице варьируют от 1 до 5 мг, хотя некоторые добавки могут содержать от 200 мкг до 20 мг. Неплохой разброс, да? Считается, что максимальную пользу от мелатонина можно получить, если принимать его за несколько часов до сна. Безопасность длительного применения добавок с мелатонином в крупных исследованиях не изучалась. Среди побочных эффектов описаны яркие сны и кошмары, головокружения, дневная сонливость и перепады настроения.

Другие пищевые добавки, которые продаются под соусом лечения бессонницы, не показали никаких преимуществ по сравнению с плацебо. Например, в мета-анализе 13 исследований с общим количеством участников более 1600 человек не нашли существенной разницы между каким-либо фитопрепаратом и плацебо ни по одному из 13 показателей клинической эффективности при бессоннице.

Целебную ромашку, лаванду, глицин, L-теанин, магний, триптофан и иже с ними можно смело отправлять в мусорное ведро.

И спи спокойно!

Мы рассказываем об актуальных рекомендациях по лечению и диагностике заболеваний, но призываем отказаться от самолечения и обсуждать вопросы терапии и диагностики со своим лечащим врачом.

Эту статью отлично дополняют другие наши статьи

Подписывайся на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи!