Найти тему
684 подписчика

Светящиеся пантомимы Рейно

Если спросить вас, когда зародилась мультипликация, каков будет ответ? 80 лет назад? Кто-то скажет, что 100? А что если и ответ 150 не так уж далек от истины?

30 августа 1877 французский изобретатель Эмиль Рейно запатентовал праксиноскоп — оптический прибор для демонстрации движущихся рисунков. Устройство его было простым, но позволяло создавать движущееся плавное изображение из нескольких рисунков.

Состоял он из открытого цилиндра с высотой стенок около 10 сантиметров. На внутренней стороне цилиндра размещалась полоса с 8 или 12 миниатюрами. В центре цилиндра размещена зеркальная призма, число боковых сторон которой соответствует числу миниатюр. Каждая миниатюра отражалась в соответствующей грани призмы таким образом, что отклонение грани при вращении компенсировало смещение изображения.

Если спросить вас, когда зародилась мультипликация, каков будет ответ? 80 лет назад? Кто-то скажет, что 100? А что если и ответ 150 не так уж далек от истины?

Основная особенность праксиноскопа в том, что за счет зеркала кадры подменяют друг друга без перемотки, а как бы захлестывая предыдущий кадр. Такого эффекта можно добиться, если рисовать анимацию на страницах блокнота или тетради, а потом быстро листать. Последующий кадр ложится поверх предыдущего.

Этот эффект достигается за счет того, что радиус барабана с зеркалом должен быть в два раза меньше расстояния от цента вращения до изображений. То есть расстояние от зеркала до изображения равно радиусу зеркального барабана. А это значит, что мы видим мнимое изображение кадров анимации и это мнимое изображение как раз находится на оси вращения праксиноскопа.

Важно отметить, что создавал Эмиль Рейно свой праксиноском не «с нуля». Его прибор объединял в себе уже существовавшие в этой области наработки других изобретателей: соединил в себе вращательный барабан зоотропа и усовершенствованную зеркальную систему фенакистископа. Однако праксиноскоп был совершеннее и позволил Рейно организовать свой оптический театр, в котором публике демонстрировались «ожившие картинки», также называемые «светящимися пантомимами».