Найти тему

У США была абсолютная монополия на ядерное оружие целых 4 года! Но на СССР они так и не напали. Почему?

Буквально недавно прошло очередное памятное мероприятие по поводу тысяч и тысяч жертв атомной бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки в августе 1945 года. Такое памятное мероприятие проходит ежегодно.

Взрыв атомной бомбы и его последствия. Источник фото - https://bangkokbook.ru/zametki/atomnye-vzryvy-v-yaponii-hirosima-i-nagasaki-95-foto.html
Взрыв атомной бомбы и его последствия. Источник фото - https://bangkokbook.ru/zametki/atomnye-vzryvy-v-yaponii-hirosima-i-nagasaki-95-foto.html

Примечательно, что никто из выступавших высоких официальных лиц Японии и других стран так ни разу и не назвал авторов чудовищных жертв этой мировой трагедии. А их было в общем не менее 450 тысяч человек, подавляющее число которых мирные граждане.

Часть экипажа бомбардировщика В-29 "Энола Гэй", совершившего 6 августа 1945 года атомную бомбардировку Хиросимы. В центре  - командир экипажа Пол Тиббетс. Источник фото - https://ru.wikipedia.org/wiki/Enola_Gay#/media/Файл:B-29_Enola_Gay_w_Crews.jpg
Часть экипажа бомбардировщика В-29 "Энола Гэй", совершившего 6 августа 1945 года атомную бомбардировку Хиросимы. В центре - командир экипажа Пол Тиббетс. Источник фото - https://ru.wikipedia.org/wiki/Enola_Gay#/media/Файл:B-29_Enola_Gay_w_Crews.jpg

Тот же генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш в своем послании, посвященном ядерной бомбардировке японских городов 6 и 9 августа 1945 года, ни разу не упомянул США. Боятся они их, что ли?

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш (1949 г.р.). Источник фото - https://ru.m.wikinews.org/wiki/Новым_генсеком_ООН_станет_португалец_Гутерреш
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш (1949 г.р.). Источник фото - https://ru.m.wikinews.org/wiki/Новым_генсеком_ООН_станет_португалец_Гутерреш

До 1949 года монополия на это сильнейшее и мощнейшее на сегодняшний день оружие была только у США, его больше не было ни у кого.
Казалось бы - раз у СССР атомной бомбы нет, самое время нанести удар и уничтожить Советский Союз. Или очень серьезно потрясти и ослабить, сделав, под угрозой полного уничтожения, послушным во всем.
Но это так и не было осуществлено, хотя планы разрабатывались. В чем дело, что помешало американцам?

Бомба у них была и не одна. Вот, можно посмотреть динамику наличия и роста из приведенной таблицы -

Источник изображения - https://warshistory.ru/800/600/http/r.mt.ru/r23/photo76B7/20979802825-0/jpg/bp.jpeg
Источник изображения - https://warshistory.ru/800/600/http/r.mt.ru/r23/photo76B7/20979802825-0/jpg/bp.jpeg

В 1949 году, когда Советский Союз только провел испытание первой собственной атомной бомбы, у США их уже было 123! Правда, как отмечается, бомбы были "хиросимской мощностью" - в 18-20 килотонн. Сегодня такие параметры относят к тактическому ядерному оружию - его максимальная мощность до 50 килотонн.

Бомбы то у американцев были, но были проблемы со средствами доставки на довольно большие расстояния. А СССР, как известно, самая большая страна в мире была.
Бомбардировщик
B-29 "Superfortress" ("Суперкрепость"), который бомбил Хиросиму и Нагасаки, взлетал с Марианских островов, а это менее 2 500 километров до Японии.
Но
В-29 не хватало достаточной дальности для бомбардировки территории Советского Союза, даже если взлетать с аэродромов в Западной Европе.

В-29 "Superfortress". Источник фото - https://ru.pinterest.com/pin/567312884282635975/
В-29 "Superfortress". Источник фото - https://ru.pinterest.com/pin/567312884282635975/

А если, как думали в Белом Доме, предположить, что начнется война, то имеющая богатейший победный военный опыт армия Советского Союза могла очень быстро занять территорию стран Западной Европы, что сделало бы налеты авиации США с аэродромов этих стран невозможными.

В качестве средства доставки атомных бомб на дальние расстояния в США был разработан новый бомбардировщик B-36 "Peacemaker" ("Миротворец").

 B-36 "Peacemaker". Источник фото - https://iohotnik.ru/interesnye-fakty/277463-b-36.html
B-36 "Peacemaker". Источник фото - https://iohotnik.ru/interesnye-fakty/277463-b-36.html

А вот так новый бомбардировщик выглядел на фоне В-29 -

B-36 "Peacemaker" (справа) против  В-29 "Superfortress". Источник фото - https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5c/B-36aarrivalcarswell1948.jpg/1280px-B-36aarrivalcarswell1948.jpg
B-36 "Peacemaker" (справа) против В-29 "Superfortress". Источник фото - https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5c/B-36aarrivalcarswell1948.jpg/1280px-B-36aarrivalcarswell1948.jpg

В-36 разрабатывался еще с 1941 года на тот случай, если вермахт сможет захватить Англию. Если это произойдет, то не будет возможности использовать аэродромы Британии, останется только взлетать с территории США ... В-36 был принят на вооружение в 1949 году.

Но он получился не очень надежный. 6 винтовых и 4 реактивных двигателя бомбардировщика получили прозвище в армии США - "Шесть крутятся, четыре горят". Из-за часто возникающих пожаров и, в целом, общей ненадежности двигателей прозвище переделали в "Два крутятся, два горят, два дымят, два поперхнулись, а еще два куда-то делись".

Дальность полета бомбардировщика с полезной нагрузкой в 4,5 тонны составляла 11 000 км с полезной нагрузкой. Правда, при такой нагрузке скорость полета была просто ничтожная - всего 380 км/ч. А у того же В-29 крейсерская скорость была почти 550 км/ч

Возникала потребность обязательно иметь прикрытие бомбардировщика в таком случае! А вот, как раз истребителей для сопровождения В-36 к 1949 году создать в США, так и не смогли.

Хотя предпринимались попытки разработать истребитель XF-85 Goblin,

XF-85 Goblin. Источник фото - https://mavink.com/explore/XF-85-Goblin
XF-85 Goblin. Источник фото - https://mavink.com/explore/XF-85-Goblin

который проектировался именно для использования с В-36 и перевозился непосредственно в бомболюке самого бомбардировщика.

XF-85 Goblin на испытаниях с В-29. Источник фото - https://mavink.com/explore/McDonnell-Goblin
XF-85 Goblin на испытаниях с В-29. Источник фото - https://mavink.com/explore/McDonnell-Goblin

Но проект оказался неудачным - самолетик, имевший всего 4,5 метра в длину, имевший большие сложности с управляемостью, не мог отразить нападение советских истребителей МиГ-9 и МиГ-15.

Касательно советских истребителей, то МиГ-9 совершил свой первый полет 24 апреля 1946 года.

МиГ-9. Источник фото - http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/istrebiteli-2/1940-e-1950-e-gody/istrebiteli-kb-mikoyana-i-gurevicha/istrebitel-mig-9/mnogotselevoj-istrebitel-mig-9m-i-308-fr/
МиГ-9. Источник фото - http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/istrebiteli-2/1940-e-1950-e-gody/istrebiteli-kb-mikoyana-i-gurevicha/istrebitel-mig-9/mnogotselevoj-istrebitel-mig-9m-i-308-fr/

Стоит сказать, что после разрушительной войны, ценой колоссального, невероятного напряжения сил в СССР было построено 602 таких самолета.

Характеристики самолета -

- Максимальная скорость у земли - 872 км/ч
- Максимальная скорость на высоте - 965 км/ч
- Практический потолок - 14 000 м
- Практическая дальность - 830 км

А в 1949 году был принят на вооружение и истребитель МиГ-15 -

МиГ-15. Источник фото - http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/istrebiteli-2/1940-e-1950-e-gody/istrebiteli-kb-mikoyana-i-gurevicha/istrebitel-mig-15/mnogotselevoj-istrebitel-mig-15bis-grad/
МиГ-15. Источник фото - http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/istrebiteli-2/1940-e-1950-e-gody/istrebiteli-kb-mikoyana-i-gurevicha/istrebitel-mig-15/mnogotselevoj-istrebitel-mig-15bis-grad/

Его считают лучшим в мире того времени. Что он с блеском подтвердил во время войны в Корее в 1950-1953 годах.
Характеристики были, естественно, лучше, чем у
МиГ-9 -

- Максимальная скорость у земли - 1 076 км/ч
- Максимальная скорость на высоте - 1045 км/ч
- Дальность полета с подвесными топливными баками - 1 940 км
- Практический потолок - 15 200 м

Вот и получается, что даже имея в 1949 году на вооружении бомбардировщик B-36 с нужной для нанесения ядерного удара дальностью, США не могли рассчитывать, что, используя медленные бомбардировщики и практически без серьезного истребительного прикрытия, смогут гарантированно прорвать советскую ПВО, спокойно долететь до промышленно важных районов СССР, отбомбиться и также спокойно улететь обратно.

А время, между тем, все тикало, оставляя все меньше и меньше шансов на ту самую атомную монополию, что была у США. И чем дальше бежало время - тем задача разбомбить атомными бомбами территорию СССР становилась все невыполнимее.

А тут подоспел и 1949 год, когда Советский Союз, напрягая все силы после разрушительной войны, сам обзавелся ядерным оружием.
Монополии США пришел конец. Создать надежное средство доставки они так и не успели.

Кстати - после появления атомного оружия у Советского Союза, в США серьезно опасались, что в случае начала войны, советские войска смогут довольно быстро захватить территорию Аляски, поставят там авиабазу для налетов уже на американские города, и постепенно начнут стирать Америку в порошок.

На Аляске могли разместить советские бомбардировщики Ту-4 (это копия американского B-29), которые в таком случае могли бы достать практически всю территорию США!

Советский бомбардировщик Ту-4. Источник фото - https://dzen.ru/a/XfrwapiTCQC2jOyl
Советский бомбардировщик Ту-4. Источник фото - https://dzen.ru/a/XfrwapiTCQC2jOyl

Любопытна история создания этого самолета.

В 1944-1945 годах четыре В-29 оказались на Дальнем Востоке - во время налетов на Японию самолеты были повреждены японской ПВО, дотянули до ближайшей безопасной территории (а это как раз была территория СССР) и совершили вынужденную посадку.
Дальше вступали хитросплетения Второй Мировой - СССР с Японией в тот момент не был в состоянии войны, с ними воевали американцы. У СССР действовал договор о ненападении, который подчеркнуто соблюдался, вплоть до последних мелочей. Согласно тогдашним договоренностям, экипажи и техника были интернированы. Летчиков по-тихому вернули американцам, а самолеты остались. В США особо и не возражали.

При этом СССР очень хотел получить такие самолеты, но все попытки получить их от США кончались ничем. Тогда и возникла идея - а, взять и скопировать!
Последовал перегон совершенно незнакомых нашим летчикам самолетов с Дальнего Востока в Москву. К слову - на одном из них американцы после посадки даже разбили все навигационное оборудование! К примеру,
подполковник С.Б.Рейдель, награжденный по итогам орденом Ленина, перегнал самолет не имея вообще никакой документации на него.

Подполковник С.Б.Рейдель (1907-1986). Источник фото - https://testpilot.ru/base/2014/08/rejdel-s-b/
Подполковник С.Б.Рейдель (1907-1986). Источник фото - https://testpilot.ru/base/2014/08/rejdel-s-b/

Три самолета было перегнано на Измайловский аэродром в Москву. Один из них был полностью разобран для изучения, два использовались для сравнения в качестве эталонов.

В тех условиях Сталин принял единственно правильное решение - в кратчайший срок наладить производство копий американского самолета и всех его систем.
Сталин собрал советских авиаконструкторов и спросил - Кто сможет на базе американского самолета в кратчайшие сроки создать советский аналог?
Как-то в одной из передач по ТВ, посвященной этой теме, цитировали воспоминания участников совещания. После слов Сталина наступило молчание, а потом слово попросил
Андрей Николаевич Туполев и сказал, что берется за это труднейшее задание.

А.Н.Туполев (1888-1972). Источник фото - https://rgnp.ru/tupolev-andrej-nikolaevic-podrobnaa-biografia/
А.Н.Туполев (1888-1972). Источник фото - https://rgnp.ru/tupolev-andrej-nikolaevic-podrobnaa-biografia/

Хотя Туполев прекрасно понимал, что будет, если он не справится.

Основные характеристики самолета утвердили 26 февраля 1946 года.
Это была колоссально труднейшая задача! Каждый агрегат с разобранного самолета изучала и обрабатывала отдельная бригада технологов и конструкторов. Деталь взвешивали, обмеряли, описывали и фотографировали. Подвергали спектральному анализу для определения использованного материала. Однако повторить
B-29 точно было просто невозможно.

Проблемы начались уже с обшивки. Выяснилось, что процесс перевода дюймового размера в метрическую систему довольно сложен. Толщина листов обшивки американского самолета равнялась 1/16 дюйма, что при переводе в метрическую систему составляло 1,5875 мм.
Но прокатывать листы такой толщины не бралось ни одно отечественное предприятие - отсутствовало необходимое оборудование.
Тогда решили округлять. В большую сторону - начиналась проблема с аэродинамикой: увеличивалась масса самолета, не было требуемой скорости, дальности и высоты. Округляли в меньшую сторону - не гарантировалась прочность корпуса.
В результате для фюзеляжа использовали листы различной толщины (от 0,8 до 1,8 мм) в зависимости от прочностных требований.
Похожая ситуация сложилась и с проводами. Когда перевели сечение проводов в метрическую систему, получилась шкала с диапазоном от 0,88 до 41,0 мм2. Таких не было в СССР, попытка использовать близкие отечественные сечения окончилось неудачей. Опять стали округлять и снова проблемы. В большую сторону - увеличивалась масса электросети на 10%, в меньшую сторону - не укладывались в нормы падения напряжения.
В итоге специально стали делать провода американского размера.

Без изменения в производство были запущены те детали, по которым советская промышленность сильно отставала в то время - карбюраторы, турбокомпрессоры General Electric и система их управления, термостойкие многооборотные подшипники, магнето.
На самолет решено было поставить новейшие ультракоротковолновые радиостанции, что приходили на лендлизовских бомбардировщиках поздних выпусков.
Ну и т.д., много можно рассказывать о создании этого самолета в условиях Советского Союза.

Бомбардировщик Ту-4, созданный по типу американского B-29, пошел в серийное производство уже в конце 1946 года. Вот так работали в то время!
По новизне бортового оборудования и примененных материалов, конструкторскому решению самолет произвел настоящую революцию в технологиях авиационной промышленности и в смежных отраслях.
В 1947 году первые три стратегических бомбардировщика Ту-4 были опробованы испытателями.
Было пройдено 5 тысяч км без посадки от Москвы до Туркестана. Там сбросили по 2 тонны бомб.

Бомбардировщик - носитель ядерного оружия (Ту-4А) мог брать на борт одну атомную бомбу.

Интересно, что 11 ноября 1946 года, еще до первых полетов, берлинская газета Der Kurier сообщила о начале производства в СССР копий американского B-29. Но на западе никто в это не верил от слова совсем. Считалось, что СССР, в том состоянии, что находился после войны, был не в состоянии наладить производство подобной техники.

Но все сомнения развеялись во время воздушного парада 3 августа 1947 года в честь Дня Авиации. Тогда все, в том числе и иностранные представители, увидели пролет Ту-4 в небе Москвы.
К концу
1949 года в составе дальней авиации числилось уже более 300 таких самолетов. Всего же за время производства выпустили около 1 200 бомбардировщиков Ту-4.
Самолеты
Ту-4 до середины 1950-х годов были основой стратегической авиации Советского Союза. И стали хорошим адекватным ответом на любые агрессивные намерения американской стороны.

Вот так США и не успели разбомбить Советский Союз в ядерную пыль. Если бы у них имелась хоть малейшая возможность это сделать - они бы, без сомнения, ей воспользовались! Не получилось.

Ну, а после запуска первого спутника Земли, пришли уже другие времена. Ракетная техника, вставшая на вооружение в Советском Союзе, в том числе и на подводных лодках, уже не позволяла США безнаказанно отсидеться в тиши и спокойствии "за двумя океанами". И не позволит.

Спасибо, что дочитали, комментируйте, подписывайтесь, ставьте лайк.