В области выясняют причины мора пчел. Несмотря на ужесточение правил уведомления пасечников об обработках полей, неоднократные прецеденты, на этот раз больше половины насекомых лишились пчеловоды Рыльского района. Полина Пенькова продолжит тему.
Алексей Вознесенский пчелами занимается всю жизнь — продолжает дело отца и отдается ему полностью. Пасека для него — и отдушина, и единственный источник дохода. Неадекватное поведение пчел заметил в первых числах июля. Насекомые будто пытались умыться, терли головы и усики. Те, что еще были крепки, поднимали павших и старались унести подальше от улья. Время шло, здоровых насекомых становилось всё меньше.
Алексей Вознесенский, пчеловод:
"Порядка 1,5 месяца назад здесь картина была такая: земля чуть ли не на сантиметров услана пчелами. В траве их не очень заметно, но услана пчелами — половина дохлые, половина ползающие. Если вам статистику привести — несколько сотен килограмм пчел, которые здесь валялись и потом издавали неприятный запах".
У пчеловода было больше 80 семей. Выжили меньше половины.
Алексей Вознесенский, пчеловод:
"Я за ними ухаживаю как за безнадежными больными, скорее всего, потому что не имею права профессионально бросить их. Здесь горсть пчел, где-то нет матки, часть пчел уже расформирована, а оставшаяся часть — перспективы у нее плачевные. Скорее всего, до зимы они не выживут на 100%".
С такой же проблемой в ветеринарную станцию обратились 11 человек, по официальным подсчетам они лишились больше 350 пчелосемей. На деле, уверены пасечники, потери больше в разы.
-На сегодняшний день, вы видите, это около тысячи, не знаю, может, и больше
— Около трех тысяч!
— Около трех тысяч мы потеряли.
Николай Залунин, председатель общества пчеловодов Рыльского района:
"Люди были в растерянности, масштабов данного бедствия никто не предполагал, что это будет настолько серьезно. По карте всех этих, как сказать, повреждений мы подозреваем, что поле ярового рапса обрабатывалось с нарушениями экологического регламента, с нарушениями правил сохранения пчел".
По нормативам аграрии должны не менее, чем за трое суток, оповещать население о внесении на поля отравляющих веществ. Кто именно виноват в падеже пчел — фермер, которые не позаботился об информировании пчеловодов, или агроном, перепутавший химический состав удобрений, — сейчас выясняют. К решению проблемы подключились ветеринары.
Андрей Мосолов, заместитель начальника управления ветеринарии Курской области:
"Специалисты выехали, выехали на поле, где предположительно обрабатывали, отобрали".
На экспертизе будут исследовать пчел, соты, мед, а также землю и зеленную массу, которая подверглась обработке некачественными пестицидами. Единственное, что остается пасечникам, — терпеливо ждать результаты и собирать доказательную базу, чтобы начать судебный процесс с фермером.
Наталья Гончарова, и.о. министра сельского хозяйства Курской области:
"На сегодняшний день на региональном уровне именно пчеловодам прямой поддержки не предусмотрено, но можно получить грантовую поддержку на развитие фермерских хозяйств именно в области пчеловодства. У нас были такие случаи, когда пчеловоды обращались и получали господдержку. В целом где-то 5-6 человек как раз-таки и получали грант на развитие отрасли пчеловодства".
Происшествие в Рыльске сейчас называют экологической катастрофой. Падёж пчел здесь был в 2019 и 2014 годах, но не такой масштабный, утверждают пасечники.