Найти тему
Северная Корона

«Едва ли может считаться художником». Забытый передвижник Волков и его картины

Оглавление

Одним из самых популярных художников середины XIX в. России был Ефим Волков, талантливый пейзажист, долгие годы игравший видную роль в знаменитом Товариществе передвижников.

При жизни этого живописца его картины вызывали у ценителей искусства настоящий восторг. Но к концу XIX, началу XX в. публика под влиянием новомодных течений потеряла интерес к творчеству Волкова. В СССР же этот живописец и вовсе был практически забыт. Между тем работы Волкова по-настоящему талантливы и безусловно могут считаться настоящим достоянием отечественной культуры.

Пейзаж с прудом
Пейзаж с прудом

Молодые годы

Ефим Волков родился в марте 1844 г. в семье обычного фельдшера. В детстве он любил рисовать, но родители эту его способность не развивали.

В возрасте 22 лет Ефим самостоятельно принял решение стать художником. Поступив в Рисовальную школу в Петербурге, Волков закончил 4-летний курс всего за один год. После окончания школы, чтобы помочь семье материально, Ефим поступил на службу в департамент окладных сборов. Интересно, что в этом департаменте он работал вместе с Чайковским.

Чайковский в последующем поступил в консерваторию, а Ефим Волков в 1867 г. стал вольнослушателем Академии художеств. В этот самом престижном для художников учебном заведении Ефим, однако, проучился недолго.

Сумерки
Сумерки

Дойдя лишь до класса «натуры», Волков покинул Академию и начал развивать свой природный талант самостоятельно. Таким образом в XIX в. поступали многие художники, не желавшие портить своей самобытности академизмом. В последующем около полутора лет живописец провел в неустанных трудах, оттачивая свое мастерство.

"Болото осенью"

В 1871 г. Ефим Волков представил первую свою картину, замеченную публикой и критиками. На выставку Общества поощрения художников приняли картину живописца «Болото осенью».

Унылый на первый взгляд пейзаж произвел на публику неизгладимое впечатление. В последующем полотно было отправлено в Лондон на Всемирную выставку, где получило именную бронзовую медаль. В этой картине художник впервые применил особый прием, которым в последующем пользовался всю свою жизнь – создал еле уловимую дымку, придающую пейзажу особое очарование и таинственность.

Болото осенью
Болото осенью

В последующем на выставках Общества поощрения Волков выставлял еще несколько своих картин, которые также были высоко оценены публикой.

Общество передвижников

В 1879 г. к большому удовольствию Ефима Ефимовича его приняли в Товарищество передвижников. С этого момента начался наиболее плодотворный период творчества Волкова. Художник создавал пейзажи средней полосы, которые ему в особенности нравились. Как и Шишкин, Ефим обожал писать лес. Но при этом Волков отдавал предпочтение опушкам, болотистым местам, берегам рек и озер.

Публика по-прежнему любила Волкова, а всевозможные столичные журналы по искусству хвалили его и публиковали репродукции его картин.

Заросший пруд
Заросший пруд

Семейная жизнь

В начале 80-х годов Ефим Волков женился. В то время молодой художник еще испытывал материальные трудности, но его семейная жизнь оказалась счастливой.

Живописец обожал свою жену, и вскоре она родила ему прелестную дочурку. Однако счастье Волкова, как любящего отца, оказалось недолгим. В 1884 г. дочь художника покинула этот мир, не справившись с болезнью. Уход ребенка стал для Ефима настоящим ударом. Художник был так потрясен, что сам едва выжил. Творчество Ефима Волкова надолго стало мрачным и депрессивным. Несколько лет после кончины дочери живописец писал в основном лишь монахов и старцев, удалившихся от мира.

У монастыря
У монастыря

Поездка в Палестину

В конце 80-х годов, когда горе от потери немного притупилось, Волков принял предложение великого князя Сергея Александровича поехать с ним в Палестину в качестве художника-иллюстратора.

Лесной пейзаж
Лесной пейзаж

Ефим Ефимович всю жизнь был народником и терпеть не мог своих коллег «выслуживающихся» перед сильными мира сего. К примеру, у Волкова часто возникали ссоры с коммерческим живописцем Бодаревским, чье творчество передвижники считали позором своих выставок. Своих коллег-передвижников, согласившихся стать профессорами Академии, Волков презрительно называл «царскими лакеями».

Но предложение великого князя Ефим Ефимович все же принял. Единственное, художник отказался от оплаты, предложив Сергею Александровичу в последующем купить те картины, которые он напишет в поездке, «по ценам выставок». Из путешествия в Палестину Волков привез несколько пейзажей, которые в последующем экспонировались на выставке передвижников.

Лесное озеро
Лесное озеро

Настоящая нота

По сохранившимся описаниям современников, Ефим Волков имел весьма колоритную внешность. Человеком он был очень высоким и при этом худым. Лысину художника дополняла бородка, доходящая до пояса, и такие длинные усы, что Волков мог без труда закидывать их за уши. Сюртук на неуклюжем Ефиме Ефимовиче сидел, как на вешалке, а в разговоре художник был крайне неловок.

Лев Толстой называл Ефима Волкова неказистым мужиком с корявым голосом, но «орущим поистине здоровую песню». Как считал писатель, у этого неотесанного художника «имелось нутро», а в его творчестве была скрыта «настоящая нота».

Первый снег
Первый снег

Всю свою жизнь Волков писал в основном лишь пейзажи. «Фигуры» по ему собственному мнению, ему не удавались. Ефим Ефимович сам рассказывал, как однажды, во время поездки в Палестину на корабле попытался написать великую княгиню на осле.

Когда его эскиз увидел матрос, приставленный ему в услужение и «таскавший его папиросы», он спросил: «Ваше степенство, подскажите, а где здесь княгиня, а где осел?». После этого Волков, по его словам и понял, что ему, как пейзажисту, не стоит браться за рисование людей.

Продаваемый художник

На выставки передвижников Волков всегда являлся раньше всех и выбирал лучшие места для своих картин. После этого он по обыкновению ссорился с Бодаревским, а затем начинал ходить в волнении и переживать за свои работы.

Свои картины на выставках Ефим Волков продавал практически всегда, причем именно по той цене, которую назначал сам. Пейзажи художника, с какой бы степенью тщательности они не были бы написаны, неизменно восторгали всех - и простых непритязательных покупателей и высокопоставленных особ.

Лесной пейзаж с водяной мельницей
Лесной пейзаж с водяной мельницей

Однажды, придя на выставку передвижников, император Николай II долго ходил по залу, и наконец, остановился у одной очень слабой картины Волкова. На этой картине был изображен простенький пейзаж с водой и заходящим солнцем. Все на полотне было бледным и к тому же слащаво подкрашенным. Подойдя к картине, император покрутил ус и сказал важно: «Вот это я понимаю». После этого государь купил картину.

Перед каждой выставкой Волков намечал для себя, какую сумму он должен выручить за свои работы. И если эта сумма долго не набиралась, художник начинал страшно переживать и нервничать. Успокаивавшим его коллегам он, по своему обыкновению косноязычно, говорил: «Не генеральские жалования получаем и ни за что, ни про что от папеньки, а вот - на-ко, попробуй... оно действительно...».

"Паровоз" и слон

Как и многие другие творческие люди, Волков иногда не гнушался компаниями с бурными возлияниями. Однажды во время одной из таких попоек известный карикатурист Щербов подшутил над Ефимом Ефимовичем. В одном из ресторанов он уговорил Волкова выпить «паровоз» - последний бокал, в котором была намешана убойная смесь вин.

Речка
Речка

Волков согласился, а после вместе с карикатуристом они отправились домой. Когда друзья шли по Тучкову мосту, Ефим Ефимович вдруг увидел, что навстречу им движется слон. Удивленный художник указал на него Щербову, со словами: «Смотри слон!». На это карикатурист ответил Волкову: «Не пил бы ты «паровоза» и слона бы не было».

Художник начал божиться, что видит слона, а Щербов все повторял: «Допился до слонов». Когда Волков зашел к себе в квартиру, то попросил жену выглянуть в окно. «Видишь ли ты на Тучковом мосту слона?», - спросил он. На это супруга начала ругаться на художника, и отчитывать его за кутеж.

Обеспокоенный Волков вызвал себе врача, который выписал ему бром. Наутро слон все не выходил из памяти художника. Только через неделю Ефим Ефимович прочитал в газете, что из Зоологического сада в другое место действительно переводили слона. Щербов же до самой этой публикации так и не сознался в том, что он также видел этого слона.

Октябрь
Октябрь

"Едва ли может считаться художником"

Время шло, и картины Волкова, как и других передвижников, становились все менее популярными. В Россию пришли модерн, импрессионизм и другие модные течения. Восторг публики начали вызывать «карамельные» и красивые мирискусники.

В середине января 1902 г. в Академии художеств открылась двойная выставка, на которой к 25-летию своего творчества выставили картины художники Волков и Маковский. Ефим Ефимович представил на этой экспозиции лучшие свои работы, включая «Болото осенью». Работ Маковского на выставку было принято 383, Волкова – 417.

Через некоторое время после выставки известный журнал «Художественные сокровища России» опубликовал рецензию на нее. Эта статья стала поистине разгромной для обоих художников. Автор рецензии решил высказать свое мнение о вышедших из моды передвижниках. Маковский в журнале был назван человеком «мало имевшим общего с искусством». Волков же, по мнению автора статьи, и вовсе «едва ли мог считаться художником».

Пейзаж
Пейзаж

Последние годы

Конечно, такой отзыв очень расстроил Ефима Ефимовича Разочарованный потерей интереса публики к своему творчеству и творчеству передвижников в целом, Волков стал очень хмурым человеком.

Художник сильно исхудал и перестал появляться в обществе. В последующем он так и продолжил писать свою любимую болотистую природу, бродя по окрестностям Петербурга. Слишком уж несчастлив в этот период живописец, однако, не был. Ведь, несмотря на всевозможные политические перемены и бедствия, Ефим Ефимович имел возможность заниматься любимым делом – писать природу. Ничего другого художник для себя и не желал. В 1920 г. Ефим Волков скончался в Петрограде.

Смотрите галерею картин художника:

Если статья понравилась, поддержите канал подпиской