Художник Бодаревский был настоящим «тяжелым крестом» для своих коллег-передвижников. Исключить из своей среды они его не могли, так как он не нарушал никаких правил общества. Однако огромные яркие, кричащие картины Николая Бодаревского неизменно портили все передвижные выставки и ужасно раздражали коллег.
Художник-дворянин
О биографии этого забытого живописца, история сохранила лишь несколько самых скупых фактов. Известно, что родился художник в 1850 г. в небогатой дворянской семье. Отец будущего живописца на момент появления его на свет имел небольшой чин титулярного советника.
Возможности дать Николаю слишком уж серьезное образование его родители не имели. Но заметив любовь сына к рисованию, они все же решили развить в нем этот талант. Отец отдал Бодаревского в рисовальную школу. Окончив это учебное заведение, в 1868 г. Николай уехал в Петербург и без труда поступил в Академию художеств.
Талантливый живописец
Коллеги считали творчество Бодаревского пошлым и именно, благодаря стараниям передвижников, его имя было практически полностью забыто после революции.
Между тем публика этого живописца очень любила. Художником Николай Корнилиевич, безусловно был талантливым. Во время обучения в Академии он считался одним из лучших учеников. Его техника была практически безупречна, и он регулярно получал награды за свои студенческие работы.
Из Академии Николай выпустился в звании классного художника I степени. Безусловный талант Бодаревского отмечал, в том числе и авторитетный художник и преподаватель Крамской. Хорошая репутация в начале карьеры и позволила Бодаревскому вступить в общество передвижников.
Пошлые картины и открытки
Первые несколько лет Бодаревский никак не противопоставлял себя другим членам общества. Но в последующем этот живописец, по отзывам коллег, «испортился». Все свое творчество Николай перевел на заработок.
Передвижники, как известно, предпочитали писать правду жизни — городских нищих, бедных крестьян, пропойц, религиозных фанатиков. Бодаревский же принялся писать жизнеутверждающие картины с счастливыми сценками, полными света и простых земных радостей.
Передвижники такие работы «жизненными» не считали, но зато дамам-аристократкам они очень нравились. Платили за такие картины неплохо. Также сюжеты Бодаревского просто огромными тиражами расходились в виде открыток, что также позволяло художнику зарабатывать.
Успешность в плане коммерческого художника Николая Корнелиевича обеспечивалась не только тем, что он мог угодить клиентам, но и тем, что он был очень разносторонним живописцем.
Бодаревский без какого-либо труда мог писать как пейзажи, так и картины на исторические темы, портреты, бытовые сценки и т. д. Передвижники презрительно называли эту способность Николая «всеядностью», но она все же говорит и о большом мастерстве живописца.
Позор выставок
При написании портретов Николай Корнелиевич не гнушался тем, чтобы молодить своих заказчиц и приукрашивать их внешность. Дамы на картинах художника выходили похожими на красоток с открыток или конфетных коробок. Заказчицам это нравилось, а передвижники считали картины Бодаревского позором своих выставок.
И действительно, кричащие яркие полотна Николая Бодаревского всегда сильно выделялись на фоне работ его коллег. Передвижники периодически коллективно обращались к наиболее уважаемому члену общества — Репину, с просьбой принять меры в отношении Бодаревского. Репин в таких случаях смущался, огорчался и говорил, что «это как-то не по товарищески».
Однако, в том числе и под давлением коллег, определенные «меры» против Бодаревсеого Репин все же принимал. Известны случаи, когда он подходил к Николаю прямо на выставках и настоятельно советовал убрать ту или иную картину, объясняя это тем, что она «портит все, и портит прежде всего самому Бодаревскому».
Главным недругом Бодаревского в среде передвижников был, однако, не Репин, а Ефим Волков. По воспоминаниям коллег, не одна выставка не обходилась без их ссор. Иногда участники выставок даже опасались — не подерутся ли Бодаревский и не терпящий его Волков.
Художник-барин
Не любили передвижники Бодаревского не только за сюжеты его картин, но и за манеру его поведения. В обществе Николай предпочитал строить из себя некого художника-барина. Внешность он имел вполне привлекательную — был человеком высоким, с правильными чертами лица, светло-карими глазами и золотисто-русыми волосами (описание внешности Бодаревского сохранилось в записках дочери Третьякова).
Но у художника всегда было надменное выражение лица, а одевался он слишком уж по-салонному. Появляясь в обществе, Бодаревский принимал напыщенный вид, целовал ручки дамам, обхаживал состоятельных особ и т. д.
Странная вилла и тоннель
Несмотря на то, что картины Бодаревского пользовались успехом у публики и продавались в огромных количествах, художник умудрялся всегда быть в долгах. Деньги Бодаревский пускал на строительство виллы под Одессой, архитектурный стиль который, по выражению коллег был "каким-то бестолковым". От своей виллы Бодаревский еще и пробивал в скале туннель к морю.
Передвижники не любили Бодаревского, но в их среде у него все же был один друг. Согласно сохранившимся свидетельствам современников, Николай был практически неразлучен со своим земляком, художником Кузнецовым.
Кузнецов также писал талантливые, но плохо вписывающиеся в концепцию передвижников картины. Трагического и политического подтекста в работах этого живописца не было, однако передвижники все же относились к нему гораздо более лояльно, чем к Бодарескому. Кузнецов происходил из достаточно богатой семьи и часто поддерживал материально своих коллег в тяжелые для них периоды.
Несмотря на нелюбовь передвижников, Бодаревского все же стоит считать талантливым художником, чье творчество, безусловно, достойно внимания современных ценителей искусства. Тем более, что писал Николай Корнилиевич не только барышень и картины с «открыточными» сюжетами.
К примеру, в 1889 г. меценат Василий Сафронов заказал ему серию портретов русских композиторов для украшения Большого концертного зала в Московской консерватории. С этой работой художник справился отлично. Также вместе с Васнецовым и другими известными живописцами Бодаревский принимал участие в росписи храма Спас на Крови.
После революции «барин» Бодаревский предпочел остаться в России. Проживал художник, скорее всего, на родине в Одессе. В 1921 г. Николай Корнилиевич скончался в возрасте 71 года. Сегодня его работы хранятся как в музеях, так и в частных коллекциях. В 2005 г. его полотно «Крестьянская девочка из Малороссии» было продано на аукционе в Лондоне за 86 тыс. фунтов стерлингов.
Смотрите галерею работ художника:
Если статья понравилась, поддержите канал подпиской