Найти тему
Лавка старины

Документ, отражающий эпоху: почтовая открытка

Оглавление

Многие исследователи отмечают, что почтовая открытка имеет историческую ценность, так как несет в себе информацию о культуре определенного периода. Книги, картины, монеты и даже плакаты уже признанные объекты для исследований, а вот открытки обижены весьма незаслуженно, хотя вплоть до 1990-х годов они выступали самым массовым средством переписки.

Открытка «Поздравляю», художник Б. В. Зворыкин. Источник: mix-pix.ru
Открытка «Поздравляю», художник Б. В. Зворыкин. Источник: mix-pix.ru

Что можно увидеть на почтовых открытках

Прежде всего, это здания и сооружения, отдельные исторические и просто памятные события, которые иногда сохраняются только на таких средствах почтовых отправлений. Особенно ценны открытки, выпущенные в период с 1895 по 1918 годы, его даже называют «золотым веком почтовой открытки».

Открытка «Москва. Вид на храм Христа Спасителя», Россия, нач. 20 в. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Открытка «Москва. Вид на храм Христа Спасителя», Россия, нач. 20 в. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Дело в том, что именно с конца XIX века технологии позволили создавать достаточно качественные изображения в серийном масштабе, одновременно открытка смогла завоевать популярность. Люди стали меньше стесняться отправлять текст, не закрытый конвертом и именно поэтому на них сохранились все официальные отметки, штемпеля и марки, которые тоже ценны сами по себе.

Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Благодаря этому можно отследить правила почтовых отправлений в разных странах мира, но не только. Особенно интересно наблюдать, как изменялось отношение людей к сугубо личной переписке и что они готовы были выставить на обозрение посторонних людей. В России, желая обезопасить, пусть и формально, себя от ответственности за текст, почта размещала на видном месте надпись: «Почтовое управление за содержание письма не отвечает». В других государствах сосредоточились на изображениях.

Старинная почтовая открытка «Русско-японская война», Россия, нач. 20 в. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Старинная почтовая открытка «Русско-японская война», Россия, нач. 20 в. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

К примеру, Турция строго запретила иллюстрировать открытки с видами Мекки, образами верховного правителя и женщин. А во времена Великой Отечественной войны изображения регламентировались соображениями безопасности, поэтому панорамные виды городов и в принципе с приклеенными фотографиями отправления попали под запрет.

Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Модные изображения и тексты

Как и во всех остальных сферах, в почтовых отправлениях тенденции и вкусы менялись с развитием прогресса. Рост популярности открыток совпал с развитием транспортной отрасли, соответственно на первых открытках появились поезда и автомобили. Особенно любили художники отобразить монументальные сооружения, каковыми на тот момент выступали железнодорожные вокзалы, где, собственно, и шла оживленная торговля этими открытками: приехал человек на вокзал и сразу может черкнуть несколько слов семье.

Железная дорога позволила советскому человеку путешествовать по своей стране, поэтому на карточках начали изображать виды крупнейших городов, например, Москвы и Петербурга, самые знаменитые памятники и места. Это позволяло поделиться со своими близкими видами того, что человек смог лицезреть своими глазами, особенно если такая достопримечательность считалась обязательной к посещению, как Красная площадь в Москве.

Открытка «Памятник Императрице Екатерине II в Санкт-Петербурге», Россия, дореволюционная. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Открытка «Памятник Императрице Екатерине II в Санкт-Петербурге», Россия, дореволюционная. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Помимо популярных изображений менялся и стиль открыток. Производители решили упростить людям жизнь и стали предлагать открытки с уже готовыми пожеланиями, достаточно было вписать имя получателя и расписаться, а иногда и этого не требовалось. Это мог быть любой праздник: День рождения, Новый год, свадьба или рождение ребенка.

Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Стремительность роста популярности можно отследить по такому показателю как объем выпуска открыток: в 1890 году — это 26 млн экземпляров, в 1910 — уже 337 млн, а в 1965 — общий тираж более 1 млрд. Постепенно люди становились раскрепощеннее в общении, это хорошо можно увидеть из текстов на открытках. Здесь и обсуждение социальных проблем, и политических событий, и даже общие тенденции из области мировоззрения.

Зачастую открытки были полезным источником повышения уровня знаний, из кратких текстов на обороте можно было узнать о том, что именно изображено на открытке, технике исполнения, краткую биографию автора или обзор репродукции профессиональным исследователем. Причем за весь указанный выше период тематика открыток оказалась настолько многогранной, что трудно найти сферу, которая не была бы затронута:

  • праздники во всем их многообразии традиций и символики;
Старинная почтовая карточка «Въ память Отечественной войны 1914-1915. Союзные державы», Россия. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Старинная почтовая карточка «Въ память Отечественной войны 1914-1915. Союзные державы», Россия. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
  • важные исторические события и юбилейные даты;
  • главные политические деятели;
  • городские пейзажи, зачастую ушедшие в далекое прошлое и забытые современниками;
  • жанровые сцены, они помимо прочего сохранили профессии и отдельные детали, которые уже невозможно найти где-либо еще;
  • репродукции произведений искусства, некоторые из которых не сохранились до наших дней (вплоть до того, что по открыткам восстанавливают украденные ценности времен ВОВ).

Иногда на открытках можно обнаружить произведения художников, особенно тех, которые впоследствии попали в немилость государства, в таком случае открытка является исторической ценностью, так как несет на себе не сохранившийся до наших дней период творчества таких живописцев. Благодаря таким открыткам картины можно реконструировать и изучать.

Старинная почтовая открытка «Женихов будет сто один, а полюбится один!», автор Е. М. Бём, Россия, до 1917 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Старинная почтовая открытка «Женихов будет сто один, а полюбится один!», автор Е. М. Бём, Россия, до 1917 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Отдельным полем для исследования выступает художественное оформление таких карточек. Большое значение в вопросах агитации и воспитании патриотизма имело цветовое решение. А в военное время усиливается значение сатирической карикатуры, что поднимало боевой дух защитников родины и создавало необходимый настрой, к примеру, Гитлер, склонившийся над полем пшеницы со столовыми приборами, следом он уже со снарядом во рту и соответствующая надпись: «Гитлер хочет есть — накормим его!».

Почтовая карточка «Вас прогнали, точно шавку!», дореволюционная. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Почтовая карточка «Вас прогнали, точно шавку!», дореволюционная. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Почтовые открытки — это огромное отдельное поле для исследования, которое требует не просто знания истории, но и привлечения специалистов из множества других областей, в частности из сфер, изучающих письменность, коммуникации, искусство.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные истории!

Спасибо за внимание!