Найти тему
Строительный мир

Первая и единственная: зачем строили и куда пропала уникальная станция Ленинградского метрополитена

Открытие этой станции состоялось 1 июня 1966 года. Она стала девятнадцатой по счету в Северной Столице и на тот момент конечным пунктом Кировско-Выборгской линии Ленинградского метрополитена. По своему назначению объект прослужил чуть более одиннадцати лет и 5 октября 1977-го навечно ушел в историю как первая и единственная открытая наземная станция Города на Неве.

Поезд метро на станции «Дачное»
Поезд метро на станции «Дачное»

Е. Серебровская. И на земле и под землей // Ленинградская правда. — Л., 1966. — 12 июня. — С. 3:

«Девятнадцатая станция ленинградского метро "Дачное" открылась 1 июня. Пока это единственная наземная станция. Самый молодой вид городского транспорта успешно конкурирует со старожилами ленинградских магистралей. В прошлом году метрополитен перевез пассажиров больше, чем троллейбус».
Церемония открытия станции «Дачное», 1 июня 1966 г.
Церемония открытия станции «Дачное», 1 июня 1966 г.

Дачное — старый район на юго-западе Санкт-Петербурга, между Автово и Ульянкой. Упоминания о нем встречаются еще в источниках царского времени. Изначально здесь был одноименный пригородный поселок с сетью улиц и переулков. Под этим же названием более полувека назад на карте местной подземки появилась новая станция, отличавшаяся от всех предыдущих тем, что была расположена над землей.

Схема Ленинградского метрополитена, нач. 1970-х
Схема Ленинградского метрополитена, нач. 1970-х

Необходимость продления линии была обусловлена активной застройкой района. Станция «Дачное» с самого начала задумывалась как временная, поэтому в целях экономии и было выбрано подобное решение. К тому же, она стала своего рода пилотным проектом. Правда, по результатам ее эксплуатации городские власти в дальнейшем отказались от строительства таких объектов.

Поезд метро выезжал из тоннеля примерно за 300 м от пассажирской (островной) платформы, выполненной из заасфальтированной железобетонной плиты шириной 8 м и перекрытой навесом из ребристых плит.

Вестибюль станции «Дачное»
Вестибюль станции «Дачное»

По длине она могла принимать только пять вагонов (именно такие составы тогда курсировали на линии), поэтому, когда их количество увеличили до шести, в последнем приходилось открывать только переднюю дверь. Вестибюль станции со стеклянным прозрачным фасадом и скромной внутренней отделкой располагался в створе бульвара Новаторов на Трамвайном проспекте.

© Л. А. Мишин / pastvu.com (Станция «Дачное», 1966 г.)
© Л. А. Мишин / pastvu.com (Станция «Дачное», 1966 г.)

«Дачное» имела два станционных пути, которые являлись отводкой непосредственно от главных путей метродепо «Автово». Составы прибывали поочередно с каждой стороны и таким же образом отправлялись в обратном направлении.

Проект станции выполнила архитектор Ксения Афонская, которая, к слову, впоследствии в тандеме со своим супругом Ароном Гецкиным принимала непосредственное участие в строительстве закрытых наземных станций — «Купчино» (1972 г.) и «Девяткино» (1978 г.).

Демонтаж вестибюля станции «Дачное», нач. 1980-х
Демонтаж вестибюля станции «Дачное», нач. 1980-х

После того, как к обеду 5 октября 1977-го запустили движение на участке «Автово» – «Проспект Ветеранов», ст. «Дачное» прекратила свое существование. Кассовый вестибюль снесли, а станционные пути демонтировали, как и большую часть платформы. То, что осталось от последней, было реконструировано под здание ГАИ.

© К. Карташов / public domain (Остатки платформы станции «Дачное», 2007 г.)
© К. Карташов / public domain (Остатки платформы станции «Дачное», 2007 г.)
  • На ст. «Дачное» сняли несколько фильмов: «Его звали Роберт» (1967), «Происшествие, которого никто не заметил» (1967), «Цвет белого снега» (1970) и «Шаг навстречу» (1975). В предпоследней киноленте героиня фильма, Надя Воронкова, работала контролером на данной станции.

Изображения в статье, если не указано иначе — «Ленинградская станция метро «Дачное» / vk.com/club48962345