Что ни говори, а сделать из «беспризорника» и хулигана человека, у которого есть честь и совесть, очень непросто. Поэтому методы Антона Макаренко, какими бы они не были, вызвали такой большой ажиотаж у всего педагогического мира.
Он опробовал свою систему воспитания в известной колонии им. Горького, где делал из хулиганов «настоящих людей», имеющих честь и совесть.
1. Покажите, что ребёнок вам интересен – слушайте его с раскрытыми глазами
Конечно, современные родители заняты по уши своими проблемами, им совершенно не до детей. Болтаются эти дети сами по себе, учатся всему у сверстников и в интернете – каких только гадостей оттуда не понабираются.
Хотят, бывает, подойти к родителю – рассказать что-то, а мы отмахиваемся – мол, потом, потом. И уходит бедный ребёнок назад на свой диван, чтобы снова лежать с телефоном в руке.
Как бы вы ни были заняты – подойдите к ребёнку раз в день, сядьте к нему на кровать, спросите – как у него дела. И выслушайте с искренним участием, дополнительными вопросами и реальными эмоциями на лице. Удивляйтесь вместе с ним его новостям, смейтесь с ним, радуйтесь и огорчайтесь совместно.
2. Помогите ребёнку советом или действием
Решайте с удовольствием проблемы своего ребёнка. Он должен чувствовать себя рядом с вами в безопасности, за каменной стеной. Ваш ребёнок должен понимать – что бы ни случилось, мама или папа (или оба родителя) рядом и всегда ему помогут.
Надо дать ему мягко понять, что такой помощью нельзя злоупотреблять и во всех случаях прятаться за спиной у родителей, но само ощущение вашей протянутой руки для ребёнка очень важно.
Иногда самый элементарный совет может взбодрить маленького человека и подарить ему ощущение тепла и уверенности.
3. Нужна ли дружба
Вот здесь знаменитый педагог выступает против дружбы со своим ребёнком в её чистом виде. Друг не сможет давать наставлений, наказывать и поощрять – быть «главным». Весь процесс воспитания в таком случае откатится к нулевой отметке.
Грань между дружбой и «родительским воспитанием» очень тонкая. Конечно, в некоторых ситуациях такие проявления дружбы очень важны для ребёнка, ведь именно они показывают, как вы его цените и любите. Но не стоит полностью переходить на дружбу, ведь в таком случае некоторые методы воспитания не будут работать.
Важно предоставить ребёнку возможность самому выйти из тяжёлой ситуации, чтобы показать, что вы верите в его силы и его способности что-то решить самостоятельно.
4. Покажите пример своим счастьем и удовлетворённостью жизнью
Сколько мы раз видели в жизни плачущую от обиды мать, которая произносит: «Я ему всё отдала… А он теперь…». Она отдала ему всё, она жила только ради него. Но, как выясняется, ребёнку не нужна была такая большая жертва.
Не нужно бросать свою жизнь на алтарь к детям. Занимайтесь своей жизнью, своими делами, получайте маленькие удовольствия каждый день.
Вы не умерли с рождением ребёнка, вы всё еще живы и тоже заслуживаете и удовольствия, и счастья.
Макаренко считал одним из важнейших элементов успеха в воспитании ребёнка – счастье и спокойствие его родителей. Ведь именно такую жизненную систему и будет воспринимать ребёнок, глядя на своих счастливых родителей.
Ребёнок должен понимать, что у вас тоже есть какие-то потребности и мир не крутится только вокруг него.
5. Рукоприкладство – каким оно должно быть
В целом Макаренко выступал против рукоприкладства. Оно и вполне логично, так как это совершенно не сочетается с тем, что ребёнок должен испытывать доверие и дружбу по отношению к родителю.
Однако, иногда он свои принципы иногда нарушал. Так как среди его воспитанников было много парней с уголовным прошлым – на них не действовали ни уговоры, ни просьбы. Однажды Антон Семёнович зашёл в комнату к юным колонистам и попросил их убрать во дворе снег.
Самый активный из них подошёл к Макаренко и спокойно сказал, что нет смысла этого делать, так как снег выпадет снова. Поэтому они не намерены выполнять эту глупую команду.
После чего с Антоном Семёновичем случилась истерика, он заорал, что не намерен это терпеть. Как доказательство своего крика он влепил парню сильную пощёчину. Потом, не дожидаясь реакции парня, ещё одну. Колонист оступился к стене, держась за лицо.
После чего он махнул головой товарищам, и все молча пошли во двор убирать снег. Макаренко не корил себя за этот поступок. Воспитание – очень тонкая вещь и оно может быть совершенно разным, в зависимости от сложившихся обстоятельств.