Сонвай 1949-по настоящее время
Сонвай — это художественное имя Вермы Некуатева, ювелира из числа коренных американцев, которая работала со своим дядей, известным ювелиром Чарльзом Лоломой, прежде чем в конце 1980-х годов обосновалась самостоятельно.
Она родилась в 1949 году и выросла в резервации хопи в Аризоне, где живет до сих пор и что, по ее мнению, оказало влияние на большую часть ее творчества. По ее словам, проживание там «позволяет ей ежедневно наблюдать величие пейзажа и постоянно участвовать в церемониальных мероприятиях, происходящих здесь».
После окончания школы она начала работать у своего дяди, индейского художника и ювелира Чарльза Лоломы. Она провела более двадцати лет, с середины 1960-х до конца 1980-х, работая вместе с ним в студии, которую Лолома построила недалеко от его дома, и говорит о том периоде: «Мне очень повезло иметь возможность работать с ним, слушать его и его беседы с другими художниками разного профиля за те годы ученичества. Его проницательность — главный фактор в моей работе».
Лолома закрыл свою студию в 1988 году, за три года до своей кончины, а после этого Некватева начала создавать свои собственные проекты. Она решила работать под именем Сонвай в честь своего дяди, потому что Сонвай — женское слово хопи, обозначающее красоту, а Лолома — мужское слово. Работая с различными красочными и красивыми драгоценными камнями, такими как бирюза, коралл, опал и лазурит, она вручную разрезает их на мелкие кусочки, которые затем собирает вместе «как пазл», образуя разноцветные инкрустации, которые украшают ее изделия из золота и серебра ручной работы. Она говорит, что ищет «внутренние тайны» каждого камня, с которым работает, и что «иногда идея изделия исходит от камня — от того, какую он имеет форму или от ощущения, которое он дает. От камней исходит форма и структура инкрустации. Моя роль – позволить камням стать тем, чем они могут.
Ее работа неотделима от ее наследия хопи и полностью вдохновлена ее повседневной жизнью в резервации. Будь то цвета, формы и структуры, которые она видит вокруг себя, или смысл древнего ритуала, она надеется, что ее украшения смогут дать людям представление о культуре хопи. «Чарльз учил, что на острове Хопи красота повсюду вокруг нас; в окружающей среде, в культуре, в церемониях. Комбинируя элементы того, что является частью моей повседневной жизни, лучшие идеи с лучшими материалами, я могу интерпретировать часть хопи, чтобы люди могли ее видеть и носить».
Некуватева широко известен как один из ведущих современных индейских художников-гранильщиков и ювелиров. Ее элегантные и яркие украшения можно найти в избранных галереях, музеях и частных коллекциях по всему миру.