Лет десять назад, еще до Майдана в мировой истории и до Крымской весны, мой коллега, с которым ни один пуд соли съели, вывозил своих престарелых родителей в Болгарию на ПМЖ. А что, солнце, море - пусть на старости лет живут и радуются! Летом можно еще и внуков подкинуть на каникулы.
Вадим дослужился до майора-пограничника и в 98-м, когда все рухнуло в одночасье, и в России узнали новое слово "дефолт", повесил китель в шкаф и кинулся в бурное море бизнеса. То ли повезло, то ли благодаря уникальным личным качеством, но удачно поймал волну, которая и вынесла его за пару лет на плато стабильности и благополучия. Работал замдиректора в фирмушке, которая везла всякую всячину из европейских стран, и львиная доля поставок приходилась именно из Болгарии. Даже склады какие-то там были. Командировки, встречи, переговоры, презентации - так он и влюбился в голубое болгарское небо, в приветливые черноморские пляжи и доброжелательных местных жителей.
Поначалу хотел сам там недвижимостью обзавестись, а прознав про программу "обеспеченный пенсионер", позволяющую получить вид на жительство (ВНЖ) российским пенсионерам, купил апартаменты для родителей. Тогда все казалось безоблачным...
В Болгарии существовала (да и сейчас вроде бы существует) программа для получения ВНЖ для "обеспеченных" пенсионеров. Климат там мягче, чем в большей части России, цены - ниже (так было раньше), языкового барьера в принципе нет, так как языки похожи, можно и надписи читать и собеседника понять при желании. Чтобы ВНЖ оформить, надо совсем немного: иметь постоянное место проживания (собственность или долгосрочную аренду жилья), стабильный доход (российских пенсий вполне хватало для стабильности), приехать в Болгарию по визе и подать документы на вид на жительство. Всё!
Программа действительно работала. По всему черноморскому побережью можно было встретить уйму российских пенсионеров, которые действительно наслаждались жизнью в паре часов перелета от Родины. То есть переселение носило массовый характер. При существовавшем уровне цен в Болгарии и обменном курсе средняя российская пенсия позволяла поддерживать весьма достойный уровень жизни, выше, чем дома.
Наверное, это было выгодно, прежде всего, и самой Болгарии, привлекавшей инвестиции в экономику, расточительных туристов и стимулировавшей торговлю и строительство. Появлялись целые жилищные комплексы, апартаменты в которых целиком принадлежали русским. Причем стоимость недвижимости соответствовала уровню провинциальных российских городов.
Многие из уехавших продавали квартиру в родном городе, чтобы купить жилье большей площади в небольшом болгарском поселке, где из окна видно море. Признайтесь, многие из нас мечтают (или мечтали) о домике на набережной? У некоторых мечты сбываются...
За десяток лет произошла масса событий. Разошлись и наши с Вадимом дороги. А намедни встретились с ним случайно на одном крупном отраслевом мероприятии. Посидели в кафе за чашкой кофе, поговорили. Рассказал Вадим, как все изменилось на Солнечном Берегу.
Он изначально хотел приобрести жилье на курорте, среди отелей, клубов и ресторанов, оборудованных пляжей и прогулочных зон. Во-первых, ему нравится жить в гуще событий, во-вторых, жилье это более ликвидное, чем в любом другом месте, в случае чего, легче продать. Но родители подыскали себе место в глуши, практически в деревне: им будничная суета ни к чему, хотелось тишины и спокойствия. А море - оно везде море, что в туристической зоне, что в сельскохозяйственной.
Старики переехали в Болгарию легко, подали документы на ВНЖ, сохранив российское подданство и категорически отказавшись продавать "двушку" в ближнем Подмосковье. Вокруг полно было единомышленников и "единопрограммников", перебравшихся на болгарский берег намного раньше и уже изучивших все маршруты передвижения и охотно делившихся опытом: магазины, кафе, прогулочные тропы, общественный транспорт, медицина.
Началась сытая жизнь европейских пенсионеров, как она часто представляется со стороны. Российская пенсия, перечисляемая на банковский счет, конвертируется в болгарские левы.
А потом случился 2014 год. Майдан в Киеве. Крымский референдум. Донбас и Луганск. Санкции и контрсанкции. Двукратное падение рубля.
Доходы резко упали, снизился и уровень жизни. Но нашим ли пенсионерам, пережившим "святые" и лихие 90-е, пугаться трудностей? Привычно затянули пояса потуже и продолжили жить дальше.
С началом СВО ситуация изменилась кардинально. Многие соседи и старые знакомые отказались от общения с русскими, поток украинских беженцев комфорта не добавил. Карты российских банков превратились в бесполезные полоски пластика, а с открытием счетов в местных банках появились проблемы. Прямое авиа-сообщение с городами России отменили, а добираться круговым путем стало совсем накладно.
А в 2023 году вышло совсем тяжело. Когда курс евро перешагнул 100-рублевую отметку, болгарская пенсия впервые превысила российскую. И российские пенсионеры, получившие ВНЖ по программе "обеспеченный пенсионер" оказались на грани выживания. Продукты в местных магазинах из-за обменного курса и внутренней инфляции оказались кратно дороже аналогичных в России. Сливочное масло по 500 - 600 рублей, молоко по 300 - 400 рублей, куриное филе по 700 - 800 рублей, макароны выше 100 рублей за 400 г. И так во всем.
В группах пенсионеры делятся информацией, где и что можно приобрести дешевле, как и что можно приготовить, чтобы сэкономить. Начали считать копейки, чего с ними давно уже не было.
Многие оказались в капкане несбывшихся надежд, - говорит Вадим. - Денег на жизнь - питание, коммуналка, одежда - реально не хватает. Зимой будет холодно, а многие современные жилые комплексы обогреваются электричеством - каждая квартира самостоятельно. Ценник на электричество в Болгарии - конский. Много больше, чем в России. Они же отказались и от газовой трубы, и от строительства АЭС "Белене". Как люди будут выживать - я не знаю.
И вернуться назад не могут - некуда: жилье в России продали, чтобы купить в Болгарии. Сожгли мосты, что называется...
Своих родителей Вадим предусмотрительно перевез на Родину еще летом 2022 года. Предвидел, что начавшиеся события создадут массу проблем, разрешить которые на таком расстоянии окажется делом практически невозможным. Старики живут дома, готовятся нянчить первого правнука и немного скучают по Солнечному Берегу и синему морю, переживают за оставшихся там друзей.
Спрашиваю, что с болгарской недвижимостью?
Вадим в ответ разводит руками:
Заплатил за обслуживание на несколько лет вперед, чтобы претензий не было. И все! Рад был бы продать, да некому.
Ни на что не надеюсь. Платежеспособные русские оттуда ушли. Других не появилось. Так что будет, как будет. В финансовом плане убытки в голове уже зафиксировал.
Родители рядом. Живы, здоровы - и хорошо!