Найти в Дзене
Журнал «Ватандаш»

История формирования, родоплеменная структура и расселение курганских башкир до начала XX века (часть 2-я)

Оглавление
Залия Ганиатуллина - представительница курганских башкир.
Залия Ганиатуллина - представительница курганских башкир.

Род Табын

Другим крупным племенным объединением, представители которого участвовали в формировании курганской группы башкир, были табынцы. Оно включало в себя шесть племен – табын, кувакан, бишул, сырзы, бадрак и кумрук. Первые три из них подразделялись в свою очередь еще на 17 родов. Древние легенды и предания табынцев указывают, что родиной их предков был Алтай. По мнению Р.Г.Кузеева, ранняя история родов, принесших на Урал имя «Табын», протекала на широких просторах Центральной Азии и их происхождение было связано с древнетюркской народностью Теле, обитавшей на Алтае.

В эпоху Тюркского каганата началось переселение тюркоязычных племен, которое повлияло на этническую историю многих народов. Это переселение с Алтая и из Центральной Азии в Семиречье затронуло и табынцев, которые примерно к середине XIII векарасселились в восточной части Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Указанное время подтверждают и шежере некоторых табынских племен – табынцев и кара-табынцев, в которых говорится о родоначальнике Майки-бие, который жил «во времена Чингиз-хана».

Активный этап расселения башкир с Бугульминской возвышенности на восток и север – в горы и таежные леса – был связан с эпохой начавшегося распада золотоордынского государства в XVI веке. Табынцы, будучи более сильной и многолюдной родоплеменной группировкой, дольше других оставались в долинах Ика, Демы на берегах Асылы-куля. Когда в конце XIV векатабынцы вынуждены были покинуть лесостепи демской и икской долин, Башкортостан в современных границах оказалсяуже в основном освоенным племенами, опередившими табынцев. Заключительным этапом табынской миграции было их продвижение в Зауралье, которая в эту пору носила, как и до этого, характер постепенного проникновения из района водораздела рек и верховий р.Урал в глубь степей по течениям рек Миасс, Увелька и Уй.

Зауральскую часть территории в XVIII–XIX вв. населяли роды Табын, Кара-Табын, Кёкюргек, Барын и несколько деревень куваканцев. Кара-табынцы Миасско-Уйского междуречья были припущенниками и поселились по «указу Бывшей Исетской провинциальной канцелярии данному 1752 года 20 апреля на земле волости Сартской и аюкинских калмык», основав «деревни Мухаметово, Уразово, Сибишево, Уртеево и Кутлубаево». Барын-табынцы жили в деревнях Куйсаново, Бурыль-Айгирово и Бакаево, куда они переселились сравнительно позже, в первой половине XIX века. Потомки другого табынского рода – кувакан – основали деревню Бикбердино. Предки куваканцев переселились в первой половине XIX века вместе с барын-табынцами из Тунгатарской волости или смежных районов (Учалинский район Республики Башкортостан).

Кроме собственно башкирских племен, в формировании курганской группы сыграли также представители других тюркоязычных народов: татары, казахи и др. Так, по материалам V ревизии 1795 года, в деревне Аптекаево насчитывалось 46 башкир «из киргизов» (т. е. казахов), в 1811 году к ним добавилось еще 27 казахов, проживавших совместно с башкирами в деревнях Каззакулово, Шарипово, Убалино, Ишбулатово, Кушбаево, Искандерово.

Некоторые антропологические особенности курганских башкир

Участие в формировании курганских башкир собственно башкирских племен и родов, а также соседних среднеазиатских народов, привело к сложившемуся здесь своеобразному антропологическому типу башкир. С.И.Руденко, изучавший башкирское население в деревнях Катайской и Сарт-Калмакской волостей по антропологической программе в 1912–1913 гг., включил курганских башкир в восточную, зауральскую область. По его мнению, они обладали признаками, сближавшими их с тюркоязычными народами Алтая-Саянского нагорья и объяснялись поздними и частыми их контактами с калмыками, казахами и другими народами.

Дальнейшие антропологические исследования М.С.Акимовой и Р.М.Юсупова, выявившие среди зауральских башкир комплекс признаков южносибирской расы, а также понтийский тип (памиро-ферганский или тип среднеазиатского междуречья), широко распространенный среди казахов, киргизов, народов Алтая и Южной Сибири, подтвердили в основном эти выводы. Однако, по мнению исследователей, среди курганских башкир можно отметить большее разнообразие антропологического состава мужчин, нежели женщин. Среди женщин преобладают признаки различных вариантов уральской расы с примесью южносибирского компонента. Среди мужчин более четко фиксируется комплекс признаков южносибирского антропологического типа, а также смешанных вариантов памиро-ферганской и уральской расы .

* * *

Таким образом, имеющиеся источники и литература определяют время заселения изучаемого региона периодом с середины XVIII века, однако несомненно, башкиры появились здесь намного раньше. В некоторых преданиях о древних временах, бытующих здесь, говорится о семействе Ямаровых, появившихся на территории современного Сафакулевского района около 600–700 лет назад и основавших деревни Аптыкаево, Калмык-Абдрашитово и Мурзабаево.

Если взять только топонимику края, то можно проследить дотюркский, очень четкий тюркский и славянский пласты названий. Установлено, что на территории Челябинской и западной части Курганской областей большинство названий географических мест образованы тюркскими словами, из которых наиболее распространены башкирские. Это указывает на то, что башкиры являлись наиболее многочисленным и древним народом в крае в течение многих поколений [39, с.3–4]. Башкиры, ведя кочевой и полукочевой образ жизни, оставили после себя относительно мало названий населенных мест, зато в гидронимике башкирский язык представлен очень богато. Тюркские имена носят большинство рек и очень много озер.

Автор: Альберт АХАТОВ, кандидат исторических наук.

Окончание. Начало материала здесь.