Найти тему
Sutynews.ru

Закон о такси: Какие изменения ждут с 1 сентября?

Буквально через две с небольшим недели - 1 сентября 2023 года - вступает в силу 580-й Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации" или попросту Закон о такси. "Суть" попыталась разобраться в том, что изменит новый закон для водителей и пассажиров. Начнем с первых.

Закон о такси предполагает ряд нововведений для водителей. Теперь заниматься частным извозом возможно лишь индивидуальным предпринимателям, самозанятым
или заключившим трудовой договор с организацией (в подавляющем большинстве случаев это таксопарки). Прежде трудовые соглашения между водителем и работодателем не заключались: дополнительные страховые выплаты государству не выгодны таксопаркам, а водители оставались без социальных гарантий. Огромной части таксистов, которые подрабатывали в свободное от основной работы время, придется оформлять патент самозанятого и платить налог на профессиональный доход - от 4 до 6 % в соответствии со ст. 10 ФЗ №422. При этом, самозанятым придется заключить агентский договор с агрегатором. По словам бывалых таксистов, с городских дорог сойдут подрабатывающие извозом должники по кредитам, алиментам и т.п. - никто не захочет привязывать заработную плату к банковским счетам, за которыми пристально следят приставы.

Без лицензии - никак. Разрешение на работу можно будет получить в Госуслугах и ближайшем МФЦ. После 1 сентября услуга по выдаче разрешений будет предоставляться бесплатно. В Саратовской области должны создать 3 информационных ресурса, которые будут хранить данные о водителях такси и их автомобилях и сведения о разрешениях на перевозку. Индивидуальный номер записи в реестре перевозчиков обяжут размещать в салоне такси. Разрешение на работу можно будет получить в Госуслугах и ближайшем МФЦ. Наиболее странное требование для получения разрешения на работу - аттестация на знание объектов транспортной инфраструктуры, культуры и спорта, а также местных достопримечательностей. Кто ее будет проводить, не вполне ясно, но само требование от таксиста знать достопримечательности не хуже экскурсовода, справедливо вызывает улыбку.

Кто не сможет стать таксистом? Новый закон вводит невиданные прежде требования к водителям. За баранку не смогут сесть судимые за убийство, причинения тяжкого вреда, преступления против половой свободы, общественной безопасности, конституционного строя и государства, если их судимость не погашена (ст. 328.1. ТК РФ). Если водителя повторно лишили прав, например, за нетрезвую езду или иное грубое нарушение ПДД, а также в его активе 3 неоплаченных административных штрафа, он также не может выйти на линию.

Собеседник "Сути" из сферы частного извоза оценил нововведения двояко. С одной стороны из такси уйдет весомая часть водителей, которые либо не пройдут установленный ценз, либо не захотят заморачиваться с оформлением разрешения на работу, без которого популярными агрегаторами уже не воспользуешься. Это может вернуть на улицы "вымерших", как мамонты, "бомбил" с шашечками из числа тех, кому не удастся получить разрешения. С другой стороны строгость наших законов, как известно, умиряется не обязательностью их исполнения. Главная царица дорог - Госавтоинспекция - физически не сможет останавливать каждого таксиста ради проверки его разрешения, да и не понятно, кто возьмет на себя роль надзорного за исполнение закона органа.

А что получат пассажиры? Если водители массово уйдут из такси дефицит свободных машин обязательно породит существенный рост цен. На примере отдельно взятого нашего города. Наш собеседник дает расклад: в последние недели число водителей, готовых работать днем на дорогах Балаково, сильно снизилось из-за невыносимой жары и их можно понять. Даже пара часов на пекле в металлической машине выматывает до изнеможения, не говоря уже о полноценной смене. Именно из-за этого в последнее время цена поездки по городу заметно выросла. Те водители, кто решаются на полноценный рабочий день в жару, приносят домой по 2-3 дневных заработка в обычные дни. Кстати, таксистов обяжут приобретать полис ОСАГО по тарифу для перевозчиков, а это намного дороже обычной страховки - это также отразится на цене поездки.

Как новый закон будет притворяться в жизнь - покажет время. Однако это уже не первая серьезная попытка государства отрегулировать отрасль и поставить водителей на строгий государев учет. Все предыдущие весомых успехов
не добились.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц