Найти в Дзене
"На лыжи!"

Полина Тарутина: «Недопонимания в команде случаются, не без этого. Но всё это несерьёзно»

Полина Тарутина – новое лицо в юниорской сборной России по лыжным гонкам. Ещё в прошлом сезоне она выступала за Ивановскую область, но теперь представляет Тюменскую. Мечтает работать в IT-сфере, но пока сосредоточена на спорте. Но что рассказывать – читайте наше интервью с ней.

Фото: ФЛГР
Фото: ФЛГР

— Полина, как ты успевала совмещать спорт и учёбу? В твоём посте в телеграм-канале об окончании школы и помимо учёбы много активностей.

— Думаю, кто хочет, тот всегда найдёт время. Для меня учёба была важна. Год назад я определилась, что всё же хочу профессионально заниматься спортом, а до этого рассматривала варианты, не связанные со спортом. Учёбе я уделяла много времени. А сейчас поступила в университет, где моя специальность вообще не будет связана со спортом. 

— В какой именно? И на какой факультет?

— В Тамбовский государственный университет имени Державина на факультет прикладной информатики. 

— Ты очно намерена учиться?

— Да. Буду стараться. 

— Не боишься, что не справишься? Лыжница сборной России Ольга Жолудева закончила школу с медалью. Поступила очно в экономический вуз. Спустя год признала свою ошибку и перевелась. Иван Якимушкинзаканчивал Тюменский университет нефти и газа. Говорил, что едва доучился, настолько сложно было.

— Я хочу связать свою жизнь после спорта с IT-сферой. Спортивная жизнь недолговечна. Попробовать точно можно. Выбор всё равно сделан. А вдруг получится?

— Хорошо. Пусть получится. Насколько твои ожидания от юниорской сборной совпали с суровой реальностью, после которой всё хочется бросить?

— Я общалась с девочками, которые прошли юниорскую сборную, и с теми, кто в данный момент в команде. Я примерно представляла, куда иду и что меня ждёт. Особо шокирующих меня вещей не было. Но зато теперь понятно, как тренируются соперницы и подруги. Много интересного узнала. Надеюсь, всё это даст свои плоды в будущем.

— Тебе сложнее в юниорской команде, чем было в регионе?

— Да здесь просто другие возможности в плане условий для работы и восстановления. Но какие-то тренировки тяжелее даются, поскольку у себя в регионе я некоторые виды работ вообще не делала. Разница, конечно, ощущается, тяжело. У себя я не делала столько силовых и скоростных тренировок. Но плюсов гораздо больше, да и привыкает человек ко всему.

— Какие тренировки тебе даются сложнее всего?

— Дома у меня вообще не было тренировок на велосипеде, а здесь мы и по 100 км на первом сборе за тренировку накатывали. Непривычно и тяжеловато. Другие девочки к работе на велосипеде привыкли. У меня не всегда получалось. Я не ходила в большие кросс-походы, ни разу не проводила сборы в горах до нынешнего лета.

— А на чьём велосипеде ты тренировалась на первом сборе? Или тебе выдали?

— Велосипед мне выдала Тюменская область, которую я теперь представляю. Мне его передали как раз тогда, когда начался мой переход из Ивановской области. С этим моментом смешная история связана. Хотя для Вики Невьянцевой не очень смешная. В общем, ей пришлось везти на первый сбор два велосипеда, свой и мой. Вика ведь тоже из Тюменской области.

— Теперь ты её вечная должница?

— Большое спасибо ей за это! На тот момент мы были незнакомы, я очень переживала, как она воспримет то, что ей придётся тащить ещё и чужой велосипед. Но Викасправилась.

— Почему вообще ты решила сменить регион?

— О смене региона я задумывалась ещё весной 2022 года. Но из-за того, что мне предстоял 11-й класс, ЕГЭ, я решила доучиться в своей школе. Тем более, что перешла туда только после девятого класса. Да и тренер мой Владимир Михайлович Морозов выступал за то, чтобы я осталась в Ивановской области ещё на год. Связались с Тюменской областью и достигли негласной договорённости о том, что если мои планы не изменятся, то весной 2023 года переход состоится. 

— С какими-то ещё регионами связывались, кроме Тюмени?

— Связывались, но с немногими. Мы рассматривали вариант с прицелом на возможный переезд семьи в новый регион. То есть оценивали не только спортивные перспективы, но и вариант для дальнейшей жизни. Тюмень нас устроила. В ближайшее время, правда, переезжать не планируем.

— С кем из команды ты сошлась ближе всего? Много времени процесс адаптации занял?

— Нет, я довольно легко влилась в коллектив. Больше всего общаюсь с Алиной Пеклецовой и Алёной Болоневой, мы в Малиновке на сборе вместе жили, да и сейчас чаще всего вместе – в столовую идём, на прогулку. С Алиной я знакома давно. Правда, это знакомство было таким, что мы с детства ещё видели фамилии друг друга в протоколах. У меня даже фотографии нашлись, где мы вместе на церемониях награждения. Я случайно обнаружила этот факт, а уж как Алина удивилась! 

«Кубок малыша». На фото можно узнать Алину Пеклецову и Полину Тарутину. Из личного архива
«Кубок малыша». На фото можно узнать Алину Пеклецову и Полину Тарутину. Из личного архива
ВС 17-18 лет, 2022 год. Из личного архива
ВС 17-18 лет, 2022 год. Из личного архива

Но если с Алиной мы время от времени общались, то про Алёну я вообще ничего не знала. Услышала про неё два года назад на Спартакиаде учащихся, когда она неожиданно для всех ворвалась в тройку призёров. В прошлом сезоне мы практически не пересекались, поскольку она выступала в другой возрастной категории. Но сейчас уже близко познакомились. Ещё я знала Катю Никитину, с которой мы тоже пересекались на соревнованиях и здоровались. Остальных девочек из команды по фамилиям знала, но не сильно отличала по лицам (смеётся).

— В вашей девичьей команде есть лидер? В прошлом году, когда была сформирована команда, борьба за лидерство ощущалась явно.

— У нас Катя Никитина капитан. Она занимается всеми организационными вопросами, да и на тренировках всегда впереди. Алина Пеклецова часто впереди. Конечно, мы все соперницы, но чтобы отношения как-то переходили в ссоры или конфликты – такого нет. У нас дружелюбная атмосфера.

— Но у девочек намного чаще, чем в парней, искры вспыхивают. И совершенно непонятно, из-за чего!

— Недопонимания случаются, не без этого. Мало ли что у кого на душе происходит, иногда хочется уйти и ни с кем не общаться. Но всё это несерьёзно.

— Хотела когда-нибудь бросить лыжные гонки?

— Вот прямо такого желания у меня не было. Просто, когда я только пришла в секцию во втором классе, мне это не особо нравилось. А через два года меня уже было не оторвать от тренировок. У кого-то самое страшное наказание – телефон отберут или ноутбук, а для меня – не пойти на тренировку. Правда, это было пару раз всего, но я всё равно поняла, что лучше не косячить.

— Тренер вашей команды Артемий Гельманов часто на девчонок ругается? Или он спокойный наставник?

— Он довольно спокойный тренер. Бывает, покрикивает, но ко всем одинаково относится. Артемий Владимирович часто переводит всё в шутки, которые бывают обидными. Но это действует.

— В прошлом году Гельманов на сборе в Малиновке прошлому составу юниорской сборной предъявил претензии по весу. К нынешнему созыву у него тоже претензии были?

— Думаю, подобные претензии есть у всех тренеров каждый год практически ко всем (смеётся).

— Ну не все же такие, как Алина Пеклецова. Тебе приходится себя в чём-то ограничивать? Или ты поступаешь, как говорит Елена Валерьевна Вяльбе – ограничивать себя нельзя, лучше на тренировке задержаться?

— Я стараюсь следить, чтобы большого плюса у меня не было, держу себя в одном состоянии. В еде я себя не ограничиваю, но на булочки и сладкое не налегаю. А в мясе и овощах никто никого не ограничивает. 

— Где, на твой взгляд, в наших лыжных центрах самая вкусная еда? Ну или где кормят хуже всего?

— Мне кажется, уровень везде более-менее одинаковый. Но я не особо привередлива в еде, везде могу найти то, что мне придётся по вкусу. Ну и практически везде есть магазины, в крайнем случае можно что-то купить. В Сыктывкаре запомнились большие очереди. В Тюмени тоже такое бывает во время крупных соревнований.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

— Чего ты боишься на лыжне?

— У меня на новых трассах есть страх спусков. Подъёмы ладно, там не упадёшь. А вот спуски… Тяжело они мне даются, долго привыкаю. В этом году я впервые бежала в Кирово-Чепецке. На первой тренировке я была, мягко говоря, шокирована. Трассу совсем не знала. Оказалась на спуске с резким поворотом, да ещё трасса ледяная. В общем, улетела я в кювет. Мой тренер как раз шёл по этому кругу, спросил меня – не мои ли следы в сугробе, где резкий поворот. Я сказала, что мои, а он – я так и знал. В Тюмени тоже тяжёлые трассы, особенно те, по которым крупные соревнования бегут. Вот Всероссийские старты в декабре были вообще на прекрасном рельефе – длинные подъёмы, длинные спуски. 

Фото из личного архива
Фото из личного архива

— В команде с парнями тренируется Олеся Ляшенко. Часто она приходит к вам плакаться и говорит, как ей плохо?

— Мне кажется, мы к ней ходим плакаться и рассказываем о том, как нам тяжело. Она понимает всю нашу боль.

— Ты одна ведёшь свой тг-канал ДаблPoling или есть вторая Поля?

— Нет второй (смеётся). Мне очень не нравились тренировки «даблом», и тренер всегда подшучивал над этим. А когда решила завести свой канал, то сначала думала, как его назвать, а потом в голове всплыло – надо именно про дабл. 

— Когда ты в руки берёшь смартфон, что первым делом открываешь?

— Соцсети открываю – Телеграм и ВК. Листаю, читаю, кто и что написал.

— Есть те, кто пишут обидные вещи?

— Конечно, всякое бывает. Но в основном в виде реакций. Я внимания на это не обращаю, но когда вижу – мне смешно.