В Русский музей захотела пойти сестра. По пути мы обсуждали, куда же она все-таки хочет: Корпус Бенуа или Михайловский дворец. Экспозиции разные, нужно было определиться. Я, конечно, хотела в Корпус Бенуа именно потому, что не видела еще выставку "Африка в русском искусстве".
Выставка в Русском музее открылась практически одновременно с выставкой в Манеже. Оба выставочных пространства предложили нам посмотреть как художники работают с темой Африки. Разумеется, в преддверии Саммита "Россия-Африка" открытие таких выставок мне показалось особенно интересно. Ведь по сути, что мы знаем об этом континенте? Я, домохозяйка и художник, немного. О том, что с континента вывозили людей в рабство. Про Кению и Кенийский сафари-парк. Была пару раз в Египте, из отеля ездила в Луксор. Сомали с его пиратами. Алжир с его Шавеном (Шефшауэном), по мотивам которого я написала картину синий Котик и стихотворение. Нил, Сахара, нефть, золото, жара. В последнее время добавились новости из Буркина-Фасо, Нигера.
Иностранные художники, которые работали с африканской темой: Пикассо, Модильяни, Матисс, Бранкузи, Клее, Манера, Леже и многие другие (это навскидку). Из русских, помимо участников в выставке: Петр Кандинский, Наталья Ларионова, Фешин.
А что же наши, русские художники?
Пока мы говорим о выставке в Русском музее. Достаточно камерная выставка. Столпы, представленные в выставке: Маковские, Серебрякова, Петров-Водкин.
МАКОВСКИЕ НИКОЛАЙ И КОНСТАНТИН
Их картины можно стоять и дооооооолго, долго разглядывать. Много деталей, потрясающе передан колорит. Пусть я была только в Египте, но атмосфера этого континента чувствуется в каждом произведении.
Причем художники описывают именно контекст, колорит города. Их интересует объемная картина. И в то же время внимание к деталям, проявляющее глубокую погружённость и желание исследовать материал наиболее полно и правдиво.
Перенесение священного ковра в Каире
Самое масштабное произведение выставки. В очередной раз поразилась мощи Константина Маковского и задумалась, сколько энергии и фантазии нужно для того, чтобы выписать характер каждого персонажа этой картины. Полотно приобретает время не только за счет истории о священном ковре. Там, параллельно, есть еще множество историй вокруг. Эти истории переплетаются на одной площади, взаимодействуют друг с другом, взаимно обогащаются. Заставляют задуматься о том, что жизнь происходит параллельно. В ней есть все, и хорошее, и плохое одновременно. И то, и другое зависят друг от друга и никогда не бывает только что-то одно.
Странным образом Восток сочетает в себе нищету и несметные богатства. Словно в нем нет середины. В нищих, уличных музыкантах, продавцах, в их ярких колоритных одеждах есть непередаваемая красота и любовь к прекрасному, которая ничуть не мешает соседствовать с разрухой. В этой разрухе, приглядевшись, можно разглядеть национальные черты, существующие испокон веков и узнаваемые и по сей день.
ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА
Когда я писала статью по выставке "Неоклассицизм.....", я была под своеобразным впечатлением от работ Зинаиды Серебряковой и Козьмы Петрова-Водкина.
Интересней всего оказалась интерпретация Серебряковой. Если в "Неоклассицизме" я увидела некий излишек слащавости, даже поверхностности, то Африканская серия мне понравилась. Главным образом потому, что художница "не знала как писать". Для меня такое незнание маячок, что художник не пойдет по привычной дороге, и не сделает то, что ему дается легко. Выйдет за рамки привычного. Это мне и понравилось. Обводка, вырывающая фигуры из контекста. Внимание к персонажам. Фокус на человеке. Незаконченность, прерывистость линий, пропуски и белые куски на картинной плоскости резко контрастируют с излишней проработкой, идеальными формами произведений, представленных на выставке "Неоклассицизм.."
Размещение фигур словно эскизное. Свободное. Нет нарочито простроенной композиции, в которой все на своих местах, ровно так, как надо.
КУЗЬМА ПЕТРОВ-ВОДКИН
Порадовал и Петров-Водкин. Увидела в его произведениях отсутствие символизма. Собственно, кормящая грудью мать достаточно символична. И если наша, русская мать в его произведениях носит в себе черты иконы, то негритянка абсолютно земная. Ощущение рождается от поворота головы, взгляда, от того, как женщина держит ребенка. Есть в африканской женщине что-то иное, естественное, животное (простите за такое сравнение, но из моей песни слов не выкинешь. Такое впечатление). Такие две ипостаси женщины.
В целом, выставка небольшая. Не так уж много внимания привлекала к себе Африка среди русских художников, видимо. Надо думать, что это далеко не все, кто писал и интересовался этим Континентом и организаторы только слегка подсветили эту интересную тему.
#русскиймузей #корпусбенуа #выставка #серебрякова #петровводкин #маковский