Найти в Дзене

НЕОКЛАССИЦИЗМ В РОССИИ. ИЛИ ВДОХНОВЛЕННЫЕ КЛАССИКОЙ

Конечно, при определенном угле зрения и Шишкина можно назвать Неоклассиком, подумала я, прочитав в анонсе выставки фамилии Серова, Малевича, Крымова и Кустодиева. Ухмыльнулась я заинтересованно. Явно меня ждет что-то неожиданное.

И приготовилась удивиться.

ЭКСПОЗИЦИЯ

Давненько я не разбирала структуры выставок. Ай яй яй, непорядочен. Итак. Традиционно выставку разместили в залах для временных выставок. Обошлось без кислотных цветов в оформлении стендов. Что меня очень порадовало.

Сюрпризом, и очень приятным, стала структура выставки. Как Матрешка. В одной большой несколько полноценных маленьких. Несколько залов представляли почти целиком мини выставку из работ одного художника. Что несомненно обогатило и сделало глубже саму экспозицию.

Для Русского музея характерно представлять довольно однородные по составу произведений выставки. Разве что "Три коллекции" отличались, но там именно были собрания разных коллекционеров. Сами понимаете, что подборка произведений в коллекциях отличается, отсюда и разные впечатления. Эту однородность, как я написала выше, компенсировали "мини выставки" внутри. Чего стоит подборка работ Яковлева и Шухаева.

С одной стороны однородность создает ровное впечатление. В некоторой степени приглаженность. Зачастую в таких выставках отсутствуют произведения более точно попадающие в тему, но более яркие за счет того, что они на фоне других выделяются как роза среди полевых цветов. Часть произведений, лишь поверхностно попадающих в концепцию наоборот в ней присутствуют. Как, например, Автопортрет Казимира Малевича. Проторенессанс? Можно найти отсылку и в костюме и в позе. Неоклассицизм - с натяжечкой.

Почему-то мне пришла на ум моя же статья в ответ на просьбу подписчиков разобрать Никаса Сафронова. Вот где неоклассицизм. С изрядной долей иронии хотелось бы задать вопрос, а чего ж произведений этого художника нет в выставке? Впрочем для Никаса участие в таком мероприятии было бы честью, даром что многие коллеги его и за художника не признают.

Но, оставим иронию в стороне. Если его работы радуют клиентов, то остается только завидовать и разбираться в причинах его коммерческого успеха.

Сдержанное оформление цветом я бы тоже отнесла к желанию команды кураторов музея добиться определенного впечатления. Классика цвета - земляные оттенки, и охра прекрасно сюда вписывается.

Я не совсем согласна с этой позицией, так как попытка подобрать цвет под концепцию выставки, под общий цветовой колорит картин, как это было сделано на неудачной с этой точки зрения выставке, посвященной дню рождения Михаила Врубеля, зачастую уводит нас в некое усреднение. Не все произведения попадают в концепцию. Да, залы оформляются не монохромно, но проблема в том, что оттенки желтого лезут зрительно вперед. И их очень сложно "успокоить". Так же как к рыжевато-охристым цветам трудно подобрать другие. Очень хотелось бы, чтобы команда Музея краску при формировании архитектуры выставок использовала еще более деликатно. Но, как говорится устами диванных критиков, все мы умные до тех пор, пока сами не начнем что-то делать))

Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России. Выставка. Русский музей
Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России. Выставка. Русский музей

ВАСИЛИЙ ШУХАЕВ, ПОРТРЕТ САЛОМЕИ АНДРОНИКОВОЙ

Недавно была в Эрмитаже, там открыли постоянную экспозицию графики. Дюрер, Рембрандт ван Рейн, Жиль Демарто. Часть работ выполнена ангиной. Интереснейший материал. Растяжка дает разный цвет, что позволяет ее использовать активно в технике гризайль.

Побегайте глазами по картине. Можно увидеть от желтовато-охристого до фиолетово-бордового и даже зеленоватый.

Ну и проверяем на Неоклассицизм. Есть? Мне кажется есть. Я для себя протянула ниточку от Демарто и Рембрандта к Василию Шухаеву. Причем возник обратный эффект. Демарто, с его жесткой штриховкой, эмоциональностью смотрится современником. А Василий Шухаев с его тонкой проработкой и одновременно сдержанностью смотрится классиком.

НИКОЛАЙ КРЫМОВ

Один из тех, кого я не ожидала увидеть на этой выставке. Собственно, если неоклассицизм рассматривать как базу для соцреализма, к которому в России пришли после 30х годов, то произведения Николая Крымова прекрасно вписываются в эту парадигму.

Пейзаж. Николай Крымов
Пейзаж. Николай Крымов

БОРИС КУСТОДИЕВ

Борису Кустодиеву отчасти "не повезло". Несколько его работ разрозненно включены в экспозицию.

Если графику я поняла, почему включили, то живописное полотно, признаюсь, нет. Может быть у вас есть идеи?

Слишком уж ход мыслей кураторов мне тут показался заковыристым.

Пиша статью о Борисе Кустодиеве некоторое время назад, я увидела в его произведениях мягкий юмор, любовь к происходящему вокруг, каким бы трагичным оно ни было. К достоинствам его картин я бы еще отнесла и умение показать в одном полотне все разнообразие жизни. Умение смотреть с расстояния.

Разве что можно найти отсылку к Брейгелю с его многофигурными композициями, где в каждом фрагменте зашита маленькая история.

Согласны?

Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России. Выставка. Русский музей
Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России. Выставка. Русский музей

Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России. Выставка. Русский музей
Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России. Выставка. Русский музей

ЭКСПОЗИЦИЯ

В поездке по Франции меня занесло в Аббатство Фонтевро. Интереснейшее место, надо сказать. Будет возможность, посетите обязательно. Так вот, при Аббатстве есть музей живописи. Именно там меня озарило, почему и для чего делают разный тон фона (стен) для картин. Бродя по залам, я вдруг задала себе вопрос, а что так хорошо смотрятся все картины? Что такого сделано музейщиками, чтобы это произошло? И вдруг осознала, что да, фон цветной. Но он нейтральный, раз. Поддерживающий тон картины. Но не колорит!! Тон темный - фон светлый. И наоборот.

Это стало для меня открытием.

Обратите внимание как белые скульптуры пропадают на белом же фоне. Контур теряется. Да, конечно, есть освещение, и оно только усиливает это впечатление.

Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России. Выставка, Русский музей
Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России. Выставка, Русский музей
Натюрморт. Драгоценные ткани. Александр Гауш
Натюрморт. Драгоценные ткани. Александр Гауш

АЛЕКСАНДР ГАУШ

Еще один представитель "Мир искусства". Одно из произведений, которое в целом для меня выбивалось из контекста выставки. Можно, конечно, притянуть сюда европейский натюрморт. Благо в России все же натюрморт носил больше утилитарное значение. Здесь мы видим нарочито составленные в натюрморт предметы. Мы понимаем, что художник подбирал и эти ткани, и даже вазы составил по ранжиру. Сложно увидеть какой-то смысл, кроме штудийного, за исключением просто красоты в чистом виде.

Портрет Г.Кан. Савелий Сорин
Портрет Г.Кан. Савелий Сорин

САВЕЛИЙ СОРИН

Понравился. Простите за качество фотографий. Стекло и освещение не дали возможности сделать нормальные без бликов и отражений фото.

Есть в этих картинах что-то американское. Тридцатые годы, время Великой депрессии с одной стороны. Блеск и нищета рядом. Даже чуть ли не поп-арт.

Портрет Орловой. Савелий Сорин
Портрет Орловой. Савелий Сорин
Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России. Выставка. Русский музей
Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России. Выставка. Русский музей

ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА

Отсыл к классике очевиден. Одна из участниц выставки, которой "принадлежит" зал почти полностью. И одна из художниц, произведения которой на меня каждый раз оставляют странные впечатления.

Думаю, напишу отдельную статью с разбором.

Баня ближе всего к классицизму. Пусть будет для сравнения Энгр, так ярче будет протянуть линию к искусству Древней Греции

Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России. Выставка. Русский музей
Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России. Выставка. Русский музей

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ

Из тех, кого я не ожидала увидеть здесь. Почему-то в контексте этой выставки Автопортрет Казимира Малевича заставил меня улыбнуться.

Автопортрет. Казимир Малевич
Автопортрет. Казимир Малевич

#неоклассицизм #русскиймузей #корпусбенуа #выставка #russia #exhibition