В рубрике #стильныйэтикет_легенды моды модельер конца 19-го – первой половины 20-го веков, поставщица её императорского величества, она шила костюмы для спектаклей Станиславского и первой в России вслед за Чарльзом Уортом начала пришивать лейблы на костюмы – Надежда Ламанова.
Надежда Петровна родилась в деревне Шутилово Нижегородской области в 1861 г. Отец – полковник, дворянин из обедневшего рода, мать – дочь генерала-майора.
Образование Надежда получила в Нижегородской Мариинской женской гимназии. Затем в 20 лет поступила в Московскую школу койки и шитья О. А. Суворовой.
Профессиональный путь Ламанова начала в 1879 году в мастерской мадам Войткевич.
Первый розничный магазин модных и модно-галантерейных товаров Надежда Петровна открыла на Большой Дмитровке. Позже мастерская Ламановой неоднократно переезжала. В самой знаменитой локации на Тверском бульваре провёл свой показ и легендарный Поль Пуаре, когда посетил Москвы в 1911 году. При мастерской позже начала работать бесплатная школа. Работницы и ученицы называли Ламанову «мамой Надей».
Надежда Петровна была невероятно популярной, в её мастерской работало около 300 мастериц. «Одеться у Наденьки» по нынешним меркам ровно одеться в ЦУМе. Цена платьев достигала 800 рублей. Конечно, такую одежду могли себе позволить только представители высшего света. Ламанова создавал наряды прямо на заказчицах. Этот процесс занимал несколько часов.
В 1898 году Надежде Петровне пожаловано звание поставщицы Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Фёдоровны, а в 1904 году поставщицы Двора Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны.
В 1901 году Надежда Петровна начинает сотрудничать с К. С. Станиславским и шить костюмы для Московского художественного театра. «Я смело утверждаю, что то, чем Станиславский был в области режиссуры, то была Надежда Петровна в области костюма. Недаром они так хорошо понимали друг друга, и после революции много лет, до самой кончины Надежды Петровны работали вместе», - Г. А. Леман.
После революции мода меняет ориентируется на массовое производство. Ламанова начинает выпускать одежду, рассчитанную на массовую продажу.
С 1921 года Надежда Петровна начала работать в театре Вахтангова.
Ламанова создавала костюмы и для фильмов «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», «Ревизор», «Аэлита»
Спустя год Ламанова становится членом Государственной Академии Художественных наук.
В 1925 Надежда Петровна совместно с Верой Мухиной на Всемирной выставке в Париже получила гран-при за сконструированные ей платья в русском стиле - «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением»».
Ещё через 2 года Ламановой вручили почётный диплом юбилейной выставки искусства народов СССР за коллекцию по фольклорным мотивам народов Севера.
Надежда Петровна внесла огромный вклад в развитие отечественной моды.
С 1994 Домом Моды Вячеслава Зайцева, среди российских художников-модельеров проводил имени Надежды Ламановой.