Илон Маск — пример человека, который занял нишу game-changer’ов и хулиганит именно что органически: частные космические полеты и электромобили теперь прочно ассоциируются с его именем. И теперь он может позволить себе играть в медиамагната, переименовывать Twitter и платить 1000 долларов штрафа в Сан-Франциско ежедневно — за слишком яркий логотип. К потерям и провалам Маска мы привыкли относиться с юмором: придумает что-нибудь еще и вернет потерянное обратно. Такое баловство от bad boy из силиконовой долины, которое иногда сложно даже комментировать всерьез.
В Японии же главным визионером признан человек, который был одним из пионеров интернета среди инвесторов, но всю свою жизнь только и делает, что теряет деньги на инвестициях в будущее. Речь про главу гиганта Softbank Масаеси Сон. Он занимает второе место в рейтинге самых богатых людей страны (после владельца Uniqlo) и обещает своим подчиненным, что его финансовая империя «будет править миром». Свой первый миллион Масаеси Сон, кстати, заработал, продавая японские игровые автоматы в американские рестораны — а план развития Softbank составляет на 300 лет вперед. Еще Сон известен тем, что первым крупно инвестировал в Ali Baba, потому что «его (Джека Ма) взгляд был очень сильным».
Как потерять 61 млрд и остаться лидером
В отличие от Маска, который создает технические новинки, которые можно потрогать руками, Масаеси Сон сконцентрирован на инвестициях в ИИ. За 5 последних лет его компания потратила на вложения в сектор 140 млрд долларов, а потеряла 61 млрд — только за последние два года. Но это, по мнению владельца, не повод корректировать стратегию.
Softbank известен не столько своими успехами, сколько провалами. Компания упустила возможность заработать на чипах Nvidia (вложила 4 млрд долларов в 2017, потом внезапно продала бумаги дешевле цены покупки, а через два года их цена выросла в 10 раз), провалила инвестицию в Kingston, а еще вложилась в сеть коворкингов WeWork — и их рыночная оценка упала с 47 млрд долларов до 8. В 2000 году его компания потеряла 70 млрд долларов за день! Его страница в Wikipedia практически полностью посвящена разборам его провалов. Естественно, он был среди тех, кто потерял целое состояние на биткоине.
При этом никто не помнит, что вообще-то Масаеси Сон нашел недооцененный Uber, предсказал успехи Yahoo, AliBaba. Это пример редкого сильного азиатского личного бренда — бренда человека, который регулярно проваливается, но при этом – ключевой мировой визионер. Сейчас он планомерно инвестирует 100 млрд долларов в ИИ — и только туда.
Как строится личный бренд Масаеси Сона
Если посмотреть публичные появления Сона, его интервью, то это весьма экспрессивный контент (особенно с учетом того, что он – японец). Он может шутить, хлопать Трампа по плечу и в целом видно, что чувствует себя уверенно в самых разных ситуациях. Весь его путь показывает нам человека с кучей ошибок, но с невероятно сильным личным брендом и целостностью. Последнее – ключевое. Скрываться от неудач тоже может быть стратегией, но с таким невероятным интересом и ажиотажем мир за вами следить не будет, как делает это в отношении Масаеси Сона.