Предыдущая часть:
Джотто (ок. 1267-1337) также написал другой набор фресок, в которых он использовал старые евангельские сюжеты, но представил их современникам обновленными.
Эта серия фресок находится в маленькой часовне, которую Энрико Скровеньи, правитель Падуи, построил в центре римского амфитеатра этого города в память о мучениках, принесенных там в жертву.
Данное маленькое святилище было украшено собственноручно Джотто или учениками, работавшими там под его непосредственным руководством.
38 панелей, темы которых основаны, как на канонических Евангелиях, так и на на апокрифическом, от святого Иакова, где рассказываются история об Иоакиме и Анне (отце и матери Марии).
Джотто с его огромной повествовательной силой вдохнул новую жизнь в сцены, подобные той, что изображает задумчивого Иоакима среди пастухов.
Евангелие от святого Иакова также содержит апокрифические подробности о рождении, детстве и обручении Девы Марии, все эти темы, которые византийцы с удовольствием иллюстрировали и которые Джотто, сам будучи религиозным, также повторил, придав им современное значение.
Важной характеристикой этих фресок является сентиментальность, изображаемая святыми людьми, которые показывают способность любить.
Приступы боли и взволнованные души персонажей показаны прерывистыми жестами.
Данте должен был узнавать на этих фресках персонажей из своей "Божественной комедии", как если бы он смотрелся в зеркало.
Главный интерес фресок Джотто в Падуе и Ассизи всегда заключается в способности художника анализировать сокровенные глубины человеческой души.
Зритель, который впервые, не будучи подготовленным, увидит эти две монументальные серии картин, возможно, будет несколько сбит с толку наивным упрощением фонов, простотой пейзажей, нарисованных с миниатюрными деревьями, и выглядящей по-детски архитектурой фантастических зданий, поддерживаемых невероятно тонкими колоннами, которыми Джотто хотел изобразить Иерусалимский храм или дворцы своего времени.
Но для этого великого художника все это было второстепенным, главным фокусом, почти единственным, являлась человеческая душа, главная героиня во всех сценах.
Друга Данте должно было отмечать в нём именно это: Джотто, подобно флорентийскому поэту, внимательно наблюдал за огромным множеством существ, живущих на Земле, чтобы придать каждому свой жест, свою душу, свой характерный взгляд, выражающий страдание или радость жизни, в зависимости от момента его существования.
Также известно о работе Джотто над фресками в древней базилике Святого Петра в Ватикане — она была разрушена при строительстве нынешней церкви.
От этого набора композиций осталось лишь несколько фрагментов мозаики, некогда находившейся над входной дверью и представляющей отрывок из Евангелия от Матфея (Матфея 14:24-32) о Христе, идущем по воде.
Также работа Джотто — главный алтарь старой ватиканской базилики, несколько фрагментов которого хранятся в Ватиканской Пинакотеке.
Очень живописное панно работы Джотто находится в галерее Уффици во Флоренции: оно изображает Мадонну, сидящую на троне, в окружении святых и ангелов.
Трон — это уже не византийский трон из слоновой кости как у Чимабуэ, а настоящий итальянский трон, богато украшенный мозаикой.
Ангелы, преклонив колени, подносят маленькие вазы с цветами и с нежностью смотрят на материнскую фигуру — женщину с развитой грудью и широкими коленями, величественно укутанную в складки своего одеяния.
Ее голова также обладает новой человеческой красотой: она соответствует голове женщины с крепкой шеей и лицом, очень похожим на лицо тосканских крестьян.
В конце жизни Джотто, добившись успеха по всей Италии, утвердил свою репутацию и у себя на родине — ведь его триумф не мог быть полным без этого.
В 1334 году городской совет вызвал его во Флоренцию, чтобы назначить главным архитектором Флорентийского собора.
Его призвали таким указом: “Работы, которые выполняются во Флоренции и оплачиваются простыми гражданами, должны быть выполнены самым совершенным образом, и это невозможно, если ими не будет руководить выдающийся и опытный архитектор — во всем мире никого нельзя найти лучше мастера Джотто ди Бондоне, в его родном городе его будут называть Magnus Magister и публично признавать таковым”.
Джотто умер в 1337 году, ему было 69-70 лет.
Он оставил хорошо сформированную школу.
Джотто был первым в истории западноевропейского искусства живописцем, который широко и систематически изображал объемные фигуры.
Продолжение: