Найти тему

Международная космическая станция. История. Полет МТКК «Дискавери» STS-92. Часть 4. Строительство МКС продолжается.

Пока экипаж отдыхал, специалисты ЦУП-Х включили и проверили активный пристыковочный механизм на верхнем (зенитном) узле модуля Unity. Сегмент Z1 должен быть пристыкован к МКС в течении суток после стыковки, иначе будут проблемы с тепловым режимом – перегреются аммиачные магистрали. После подъема, астронавты подготовили оборудование и системы корабля и станции к предстоящим работам.

В 07.57.00. UTC Коити Ваката уже запитал, протестировал и изогнул корабельный манипулятор RMS чтобы захватить секцию Z1. В это время произошло короткое замыкание шины №3 полезной нагрузки. Ток в 14 ампер выбил 5-амперный предохранитель, и отключилось питание трех устройств, необходимых для работы: интерфейсного блока, по которому данные и команды передаются с шаттла на системы станции, системы космического зрения OSVS и блока управления питанием. Все работы были остановлены, а астронавты занялись устранением возникшей проблемы, следуя указаниям наземных специалистов.

Уилльям МакАртур и Майкл Лопес-Алегриа в гермоадаптере РМА-2. Фото: NASA
Уилльям МакАртур и Майкл Лопес-Алегриа в гермоадаптере РМА-2. Фото: NASA

Закороченную шину пришлось отключить до конца полета. Экипаж заменил электронный блок системы OSVS и запитал интерфейсный блок от запасного источника. Килевую камеру заменил собой Майкл Лопес-Алегриа. Он наблюдал за работой товарища в иллюминатор узла СВМ УМ Unity и подсказывал, куда сдвинуть и наклонить секцию Z1.

В 11.15.00. UTC работы по переносу новых элементов МКС были продолжены. Коити Ваката захватил секцию Z1 манипулятором RMS. По командам, выданным с заднего поста летной палубы были открыты замки, фиксирующие ферму в отсеке полезного груза корабля, после чего он поднял модуль с посадочного места. В этот момент возникла новая неполадка – сбросилась готовность пристыковочного узла СВМ на Узловом модуле Unity. Майкл Лопес-Алегриа, находившийся в модуле Unity оперативно вмешался в ситуацию и проблему удалось устранить за 5 минут.

Коити Ваката повернул секцию Z1 на 25-30 градусов, чтобы показать лепестки и уплотнение стыковочного устройства кормовой телекамере МТКК «Дискавери», а затем переместил сегмент фермы в положение над левым крылом шаттла. Здесь Уилльям МакАртур засек с помощью OSVS положение стыковочного узла модуля Unity и секции Z1. Компьютер OSVS рассчитал необходимые перемещения. В 12.55.00. Коити Ваката подвел Z1 на 0,6 метра к стыкованному узлу модуля Unity. Еще один сеанс измерений и компьютер выдал новые данные по управлению манипулятором.

Майкл Лопес-Алегриа контролировал состояние лепестков и уплотнений, Брайан Даффи поддерживал необходимую ориентацию корабля, а Памела Мелрой управляла работой стыковочного механизма с переносного компьютера. На расстоянии 10 см. зажглись четыре сигнала готовности захвата. В 13.20.00. по команде Памелы Мелрой четыре защелки притянули Z1 к узлу Unity. Теперь их надо было стянуть 16 болтами. По командам Памелы Мелрой приводы болтов начали стягивание, постепенно наращивая усилие с 4650 до 8750 кгс. Задержка стыковки секции Z1 составила 3 часа.

Уилльям МакАртур и Коити Ваката контролируют стыковку секции Z1 к УМ Unity. Фото: NASA
Уилльям МакАртур и Коити Ваката контролируют стыковку секции Z1 к УМ Unity. Фото: NASA

В 14.10.00. завершилось стягивание объектов и были выпущены крюки. При попытке наддува небольшого герметичного объема в нижней части Z1 (туда входят только голова и плечи астронавта), была обнаружена негерметичность наддувочного шланга, которую быстро устранили.

После наддува Памела Мелрой и Питер Уайзофф открыли изнутри «зенитную» крышку люка, и «заземлили» Z1 на корпус станции, а также сняли ставшие уже ненужными замки. Масса МКС после стыковки нового сегмента потяжелела на 8765 кг.

В 17.57.00. экипаж покинул стыковочный модуль Unity, а Майкл Лопес-Алегриа и Брайан Даффи закрыли его внешний люк. Пилоты снизили давление в кабине до 530 мм.рт.ст. для подготовки к выходу в открытый космос. «Выходящие» астронавты Уилльям МакАртур и Лерой Чиао за два часа подготовили шлюзовую камеру и разместили на средней палубе МТКК «Дискавери» инструменты, которые они возьмут с собой наружу. После такого напряженного дня экипажу с 21.17.00. был предоставлен отдых.

На пятые сутки полета экипажу был запланирован первый выход в открытый космос. Внекорабельная деятельность началась в 09.27.00. Это был 7 выход с целью сборки МКС, 51-й выход с шаттла и 90-й выход в истории американской космической программы. В выходе участвовали Лерой Чиао и Уилльям МакАртур. Манипулятором RMS управлял Коити Ваката, а Питер Уайзофф и Майкл Лопес-Алегриа руководили из кабины действиями коллег.

Лерой Чиао работает в открытом космосе. Фото: NASA
Лерой Чиао работает в открытом космосе. Фото: NASA

В течении часа астронавты вытаскивали и собирали инструменты, «якоря» для ног и фалы. Затем Уилльям МакАртур установил якорь APFR на манипуляторе, взобрался на него и его перенесли к месту работ. Лерой Чиао добирался до секции Z1 своим ходом.

Сначала астронавты вытащил из-под Z1 и проложил 6 электрических кабелей между Узловым модулем Unity и Z1 для питания нагревателей и устройств, размещенных на этом сегменте фермы. Чтобы разъемы не были под напряжением, на время установки кабелей ЦУП-М выключил преобразователь №5.

Второй задачей выхода было убрать антенную группу SASA с места, где она была установлена для запуска. На этом месте будут установлены два преобразователя постоянного тока DDCU.

Астронавты перенесли SASA на временную позицию, перевернули на 180 гр. и закрепили. После этого астронавты проложили 4 запасных кабеля между Z1 и Unity. Для этого пришлось отключать преобразователь RACU-6.

Далее астронавты установили в рабочее положение антенны SGANT канала борт-Земля в диапазоне Ku. На этот раз Лерой Чиао стоял на манипуляторе и держал антенну, а Уилльям МакАртур отвинчивал крепежные болты. Астронавты перенесли антенну на штангу длиной 3,6 метра, привернули, раскрыли штангу, а Лерой Чиао вручную развернул антенну.

Следуя графику, астронавты перенесли большую укладку ETSD-1 с инструментами с платформы, на которой в отсеке полезной нагрузки шаттла находился гермоадаптер РМА-3, на левую сторону секции Z1.

В 15.55.00. выход был закончен. Продолжительность работы составила 6 часов 28 минут. После возвращения Лерой Чиао, Уилльям МакАртур, Питер Уайзофф и майкл Лопес-Алегриа заменили аккумуляторные батареи, подогнали скафандры под вторую пару астронавтов и подготовили инструменты ко второму выходу.

Пока экипаж отдыхал ЦУП-Х включил плазменные контакторы секции Z1, продул, закрыл клапаны и выключил. Они начнут работы после установке СБ на ферме Р6.

Новый день и новый выход в открытый космос. В 09.15.00. из корабля за борт вышли следующая пара астронавтов – Питер Уайзоффа и Майкл Лопес-Алегриа. Их основной задачей было перемещение гермоадаптера РМА-3 на свое место на МКС. Переносом тяжести весом 1156 кг. с помощью манипулятора RMS занимался Коити Ваката, а астронавты ему помогали.

Майкл Лопес-Алегриа перемещается на корабельном манипуляторе RMS. Фото: NASA
Майкл Лопес-Алегриа перемещается на корабельном манипуляторе RMS. Фото: NASA

В 11.00.00. астронавты сняли 16 крепежных винтов и с усилием открыли стартовые замки. После этого Коити Ваката поднял РМА-3 и понес его к надирному активному узлу СВМ на Узловом модуле Unity. Выходящие астронавты контролировали подъем и движение груза. Питер Уайзофф командовал с поверхности ФГБ «Заря».

Майкл Лопес-Алегриа в это время перенес на Z1 два комплекта электрических прерывателей CID, а вернувшийся к нему Питер Уайзофф открыл приемные замки, снял защитные крышки и подготовил посадочное место для установки секции Р6 с модулями солнечных батарей. После этого они вернулись на УМ Unity и наблюдали за пристыковкой РМА-3.

В 12.35.00. Коити Ваката, управляя манипулятором RMS, пристыковал гермоадаптер РМА-3 к надирному узлу модуля Unity. Убедившись в механическом захвате, была выполнена первая ступень стягивания. Далее астронавты занялись подстыковкой кабелей питания и данных РМА-3. Питер Уайзофф работал с манипулятора, а Майкл Лопес-Алегриа ему помогал. Один разъем подстыковать не удалось, так как он был очень тугой и его соединение оставили на следующий выход. Астронавты вернулись в шлюзовую камеру, забрав с собой «якоря» для ремонта. В 16.22.00. выход закончился, продолжительность его составила 7 часов 07 минут.

После возвращения астронавтов Брайан Даффи и Памела Мелрой провели первую многоимпульсную коррекцию орбиты МКС с помощью маневровых двигателей шаттла. Выдав в течении 30 минут 18 импульсов по 1,4 сек. каждый, они подняли орбиту до 372,6х385,7 км.

Коити Ваката во время космического полета на борту шаттла. Фото: NASA
Коити Ваката во время космического полета на борту шаттла. Фото: NASA

Оставшееся время рабочего дня, экипаж занимался обслуживанием выходных скафандров, подготовкой оборудования и консультациями с наземными специалистами. После запланированного 12-часового выдерживания ЦУП-Х провел стягивание 16 болтов надирного узла СВМ на УМ Unity и завершил соединение РМА-3 с МКС.

На следующий день очередной выход в открытый космос. Выходы следуют один за другим, что позволительно при наличии двух пар астронавтов, подготовленных для работы за бортом. Экипаж проснулся в 05.17.00., а уже в 09.30.00. начался третий выход. Выходящей парой на этот раз вновь были Лерой Чиао и Уилльям МакАртур.

В начале выхода Уилльям МакАртур потерял крышку клапана сброса давления из шлюзовой камеры. Майкл Лопес-Алегриа и Коити Ваката поочередно работали с манипулятором, обеспечивая перемещение Лероя Чиао от мест хранения преобразователей DDCU с номерами Z1-4В и Z1-3В к месту их установки и обратно.

Питер Уайзофф перемещается на манипуляторе RMS. Фото: NASA
Питер Уайзофф перемещается на манипуляторе RMS. Фото: NASA

Продолжая работы за бортом, астронавты уже в 12.00.00. установили на Z1 преобразователи массой по 58,5 кг. каждый. Затем были включены нагреватели Z1-4B и Z1-3B, а проверка состояния преобразователей DDCU также прошла успешно.

Далее Лерой Чиао и Уилльям МакАртур подготовили рабочее место APFR для установки секции Р6 с солнечными батареями и закончили прокладку кабелей на секции Z1, а также между модулем Unity и гермоадапетром РМА-3. Лерой Чиао принес и закрепил на правой стороне Z1 укладку ETSD-2 с инструментами и приспособлениями, а потом занялся килевой цапфой, с помощью которой Z1 крепился в отсеке полезной нагрузки шаттла. Она помешала бы установке на Z1 секции Р6. Поэтому Лерой Чиао снял цапфу и переставил ее на правую сторону Z1.

Уилльям МакАртур на внешней поверхности УМ Unity. Фото: NASA
Уилльям МакАртур на внешней поверхности УМ Unity. Фото: NASA

Тем временем Уилльям МакАртур сходил за укладкой OHTS с инструментами. Астронавты переложили инструмент и приспособления в обе укладки ETSD, закрепленные на секции Z1. Все это оборудование пригодится в будущих монтажных работах.

В 16.18.00. все задачи были выполнены и астронавты вернулись в шлюзовую камеру МТКК «Дискавери». После того, как внешний люк был закрыт Лерой Чиао и Уилльям МакАртур подключились на бортовое питание и выход был завершен. Продолжительность работы в открытом космосе составила 6 часов 48 минут.

После выхода пилоты МТКК «Дискавери» провели, ставший уже традиционным, второй многоимпульсный маневр подъема орбиты до высоты 374,1х390,4 км. До отбоя остальные члены экипажа готовили скафандры и оборудование к четвертому выходу, который должен был состояться уже на следующий день.

Лерой Чиао перемещается на манипуляторе RMS. Фото: NASA
Лерой Чиао перемещается на манипуляторе RMS. Фото: NASA

Новый день для экипажа начался в 05.17.00., а уже через четыре часа Питер Уайзофф и Майкл Лопес-Алегриа начали четвертый выход в открытый космос. Первым делом Майкл Лопес-Алегриа убрал с Z1 такелажный узел FRGF для захвата манипулятора, а Питер Уайзофф проверил работу замков механизма захвата фермы Р6. Он сделал 125 оборотов механизма с помощью ручного электропривода.

После этого астронавты раскрыли короб, в котором проложены кабели и трубопроводы системы терморегулирования с секции Z1 на Лабораторный модуль Destiny, который будет пристыкован к МКС в одном из следующих полетов шаттлов. Питер Уайзофф убрал четыре чеки, повернул короб на 120 градусов в рабочее положение и, пока Майкл Лопес-Алегриа его держал, вновь установил чеки и замки. Далее Майкл Лопес-Алегриа отпустил 32 винта, которыми были зафиксированы четыре аммиачные магистрали. Затем астронавты проверили работу замков узла МВМ на Z1.

Лерой Чиао прокладывает кабели между гермоадаптером РМА-3 и Узловым модулем Unity. Фото: NASA
Лерой Чиао прокладывает кабели между гермоадаптером РМА-3 и Узловым модулем Unity. Фото: NASA

С 14.00.00. до 15.15.00. астронавты испытали аварийно-спасательные устройства перемещения SAFER, которые надеваются поверх скафандра EMU. Астронавты проплыли с помощью реактивной ДУ по 15 метров, от ФГБ «Заря» до конца ОПН шаттла. Астронавт при этом оставался на длинном фале, а второй двигался рядом с ним на манипуляторе.

В 16.56.00. астронавты вернулись в шлюзовую камеру и выход был закончен. Длительность выхода составила 6 часов 56 минут. Таким образом за четыре выхода в полете STS-92 астронавты проработали в открытом космосе 27 часов 19 минут. Все десять выходов в ОК по программе МКС продолжались 69 часов 34 минут. После того, как астронавты вернулись в шлюзовую камеру, пилоты шаттла выполнили третий подъем орбиты МКС, состоящий также из 18 импульсов, в результате чего высоту орбиты станции подняли на 8 км. Таким образом, после трех коррекций параметры орбиты составили: высота орбиты -375,3х395,7 км., период обращения – 92,21 минут. Вечером кабина МТКК «Дискавери» была наддута до атмосферного давления, а экипажу был предоставлен долгожданный отдых.

Брайан Даффи прикрепляет эмблему полета в УМ Unity. Фото: NASA
Брайан Даффи прикрепляет эмблему полета в УМ Unity. Фото: NASA

Девятые сутки полета экипаж работал на МКС. Астронавты открыли люки и перешли в Узловой модуль Unity, а затем и в ФГБ «Заря». Люки в СМ «Звезда» не открывались и на Российский сегмент экипаж не перемещался.

Памела Мелрой и Питер Уайзофф работали в гермообъеме Z1 и закончили электрические подключения секции Z1. Уилльям МакАртур и Лерой Чиао опробовали 285-килограммовые гиродины CMG. В рабочем режиме гиродины будут раскручены до 6600 об/мин., но при опробовании их раскрутили лишь до 100 об/мин. При проверке астронавты использовали переносной компьютер, который подключали к местной шине питания. Результаты проверки положительные.

Коити Ваката в ФГБ «Заря». Фото: NASA
Коити Ваката в ФГБ «Заря». Фото: NASA

Весь экипаж участвовал в переносе грузов с МТКК «Дискавери» в ФГБ «Заря». В СМ «Звезда» астронавты не входили. Среди грузов – компьютерное оборудование и камера IMAX, различные запасные части и расходные материалы, контейнеры с рационами питания и комплекты одежды. Астронавты вернули на шаттл дьюар PCG-EGN, в котором выращивались кристаллы белков протеина. Сделали внутри несколько снимков, оставили приветственное обращение к экипажу первой основной экспедиции.

Майкл Лопес-Алегриа на борту шаттла. Фото: NASA
Майкл Лопес-Алегриа на борту шаттла. Фото: NASA

Коити Ваката провел фотографический обзор модулей. Памела Мелрой и Питер Уайзофф собрали образцы с поверхностей в ФГБ «Заря» для микробиологических исследований и проверки состояния среды, а также осмотрели и обработали фунгицидом поверхности за стенными панелями и отдельные упаковки.

Уилльям МакАртур на МКС. Фото: NASA
Уилльям МакАртур на МКС. Фото: NASA

Днем на шаттле вышла из строя система удаления твердых отходов и Питеру Уайзоффу пришлось вручную чистить приемный бак, после чего система заработала. В 11.57.00. Брайан Даффи, Памела Мелрой, Лерой Чиао и Уилльям МакАртур дали интервью американским репортерам. Вечером все работы на станции были выполнены и астронавты провели процедуры закрытия всех люков с проверкой герметичности. Последним был закрыт люк между шаттлом и гермадаптером РМА-2. После этого экипажу был предоставлен отдых перед расстыковкой.

Статья подготовлена по материалам РКК «Энергия», ЦПК им. Ю.А. Гагарина, ЦНИИмаш, NASA, spacefacts, astronote, журнала «Новости космонавтики»

#Космос #МКС #Космонавтика #Пилотируемые_полеты #Байконур #научные_исследования #астронавт #космонавт #NASA #Роскосмос