Найти тему
Кинолит

Почему Рябинин отпустил Рукояткину? История, поразившая бывалого следователя и не вошедшая в фильм

Вторую серию "Криминального таланта" 1988 года можно рассматривать как отдельное произведение. Произведение с участием всего двух действующих лиц.

На протяжении часа Алексей Жарков и Александра Захарова держат зрителя в напряжении. Пожалуй, это самый сильный диалог если не во всем отечественном кино, то уж точно в кино перестроечного периода. 

Однако финальная сцена оставляет неприятный осадок. Сложно избавиться от ощущения, что Рукояткина таки обманула следователя, нашла у него слабое место и больно ударила по нему. Деньги она, конечно, не принесет, на работу не устроится. Рябинина ждёт выговор и, может быть, небольшой конфликт с коллегами, которые ловили мошенницу всем отделом. В общем, история неприятная, не из тех, которые заставляют верить в светлое и доброе в человеке. 

Примечательно, что совсем иное впечатление оставляет финал повести Станислава Родионова, по мотивам которой снят фильм. Там следователь после ухода Рукояткиной не чувствует себя обманутым - скорее человеком, спасшим заблудшую душу. 

Все дело в том, что повесть была написана за одиннадцать лет до начала Перестройки. Ещё в те годы, когда не принято было громко возмущаться нищетой, дефицитом, и рассказы о голодных лимитчицах в кино никак не могли просочиться.

 Если б фильм "Криминальный талант" вышел в середине 70-е, там бы не было рассказа Саши Рукояткиной про сапоги за 160 рублей и про то, как прожить на тридцатку в месяц в общаге. В повести этого нет. Но есть очень важная деталь в биографии Саши, которая и меняет к ней отношение следователя.

Рукояткина становится преступницей не потому, что ее оскорбляет нищета, не ради "красивой жизни", во всяком случае не только ради нее. Цинизм и жестокость - это следствие детской травмы, пережитого предательства. Но прежде чем назвать человека, который предал Сашу, стоит несколько слов сказать о Рябинине, о том, каким он показан в повести.

По нынешним меркам, это практически фантастический персонаж.

Рябинин - крайне застенчивый, скромный, в своей жизни он всегда исходит из презумпции порядочности. То есть любой человек для него изначально добрый, честный, порядочный, пока не докажет обратного. Рябинина обманывают в магазине, он постоянно теряет деньги. Получая зарплату в кассе, он испытывает легкое неудобство, будто не наработал на эту сумму.

Когда Рябинин заходит в свой кабинет, он тут же преображается - из недотепы превращается в ловкого сыщика. Здесь он "собран и настойчив; видит близорукими глазами то, что и зоркими не рассмотришь". 

Меж тем есть у него слабое место, которое и мешает порою проявить жесткость в кабинете следователя. Ему крайне тяжело даются дела, где обвиняемый - несовершеннолетний. В таких криминальных историях, по его мнению, виноваты всегда плохие родители. А дети - жертвы. Что б они ни натворили.

Рукояткина совершеннолетняя. Ей 23 года. Однако, разговорившись с ней в конце рабочего дня, Рябинин понимает, что перед ним не циничная преступница, а маленькая девочка, которую предала мать. Нет, мать Александры не алкоголичка, лишённая родительских прав. Она вполне себе "благополучная" дама, которая когда-то отказалась от дочери ради новой спокойной жизни.

К слову, в повести Александра, после того как следователь отпускает ее, не подходит к окну, не дразнит его ("А я вас обманула!"). Финал книги таков, что не остаётся сомнений: она вернётся. Для нее обмануть человека, который ее выслушал и пожалел, первого в ее жизни, это чуть ли не страшнее, чем сесть в тюрьму. 

Рассказ Рукояткиной, после которого Рябинин взглянул на ее другими глазами.