Найти тему
Сеятель

История возникновения американских публичных корпораций. Часть 8. Иностранный капитал

Продолжаю рассказ об истории возникновения и развития американских публичных корпораций по мотивам книги William G. Roy. Socializing Capital: "The Rise of the Large Industrial Corporation in America".

Предыдущая статья:

Иностранный капитал и институты сыграли ключевую роль в становлении американских публичных компаний. Под иностранным здесь конечно же понимается европейский: английский, голландский, французский.

Во-первых, сама форма корпорации появилась на европейском континенте: Hudson Bay Company, East India Company, Jamestown Company.

Во-вторых, финансирование американских корпораций на этапе становления во многом осуществлялось инвесторами из Европы. США еще долгие годы была довольно бедной, аграрной страной. Привлекая инвестиции из Европы, американцы должны были подстраивать свои институты и стандарты под сложившиеся европейские.

В 1808 году - 2/3 всей капитализации американских акций принадлежало европейцам.

Основное финансирование строительства первых железных дорог в США осуществлялось через выпуск облигаций. Но европейские инвесторы не хотели покупать напрямую облигации каких-то железнодорожных компаний, считая их слишком рискованными. Поэтому возникла такая схема, как штаты выпускали облигации, продавали их инвесторам из Европы, а деньги вкладывали в строительство железных дорог. С 1830 по 1843 год долги штатов увеличились с $26 млн. до $231 млн. Европейцам принадлежали долги на $150 млн.

Постепенно европейские инвесторы начали покупать напрямую облигации железнодорожных компаний. Первым инвестиционным банкиром рискнувшим на такие покупки был Baring,

купивший на $500 000 облигаций Eastern Railroad Company of Massachusetts, потом на $3 млн. 6% облигаций Pennsylvania Railroad. Распространению облигаций железнодорожных компаний способствовала практика оплаты ими поставляемых из Англии рельс и подвижного состава.

К средине 50-х годов XIX века 26% всех железнодорожных облигации США принадлежало иностранным инвесторам. Всего европейские инвесторы владели американскими ценными бумагами на $226 млн. них:

  • 50% облигации штатов
  • 25% облигации железных дорог
  • 25% ценные бумаги банков, страховых компаний и каналов.

К 1869 году иностранные инвесторы только ценных бумаг железнодорожных компаний владели на $243 млн.

Дальше - больше. Общие иностранные инвестиции выросли с $1.4 млрд. в 1870 году до $3.3 млрд. в 1890 году. В 1890 году более половины капитала железнодорожных компаний контролировалась иностранцами:

  • Illinois Central - 65%.
  • Pennsylvania - 52%.
  • Louisville and Nashville - 75%.
  • Reading - 52%.

Но во время депрессии 90-х годов XIX века американцы смогли вернуть контроль над этими компаниями.

Особенностью европейских инвестиций было то, что они происходили в основном в портфельной форме (облигации и привилегированные акции без права голоса). Эти ценные бумаги имели приоритет в получении денежных потоков а также в случае ликвидации компании. Европейцы предпочитали стабильные выплаты, а контроль оставили за теми, кто был ближе к месту. До 1914 года - 90% всех международных инвестиций были портфельными. Стоит напомнить, что это происходило во времена золотого стандарта и отсутствия инфляции, что давало владельцам облигаций до 6% чистого дохода.

Финансирование корпораций через облигации еще более разделило собственность и управление в них. Управляющие действовали в интересах всех инвесторов, а не только акционеров. Контролирующих акционеров-олигархов, как в современных российских компаниях, там не было.

При этом часто управляющие учитывали больше интересы держателей облигаций, ибо они поставляли свежие инвестиции в компанию. Такая позиция даже вызвала бунт акционеров. В то время акционерами железных дорог были в основном мелкие инвесторы и муниципалитеты, а крупные инвесторы держали облигации.

Характерен пример Пенсильванской железной дороги, которая составляла 13% рынка железнодорожным перевозок в то время. Сперва она развивалась без существенного привлечения облигационных займов, но в 1874 году руководство разработало план по выпуску облигаций на $100 млн. и первый транш на $25 млн. реализовало в Англии. В ответ акционеры сформировали повстанческий комитет с требованиями большей подотчетности совета директоров, опасаясь что владельцы новых облигаций будут собирать все сливки с компании.

В отсутствии европейского капитала американская экономика развивалась бы гораздо медленнее и в совершенно иной форме.
Без европейского капитала строителям инфраструктуры пришлось бы полагаться на мобилизацию ресурсов правительством или они развивали
бы транспортные и коммуникационные сети, объединяя проекты, финансируемые на местном уровне, что является более медленной и маловероятной альтернативой. Однако иностранный капитал не только повлиял на развитие каналов, автострад, железных дорог и телеграфа, но и глубоко сформировал институциональную структуру, лежащую в основе всех крупных корпораций.

Продолжение

Оглавление всей серии:

Удачи и трезвого анализа в ваших инвестициях!!!

P.S. Подписывайтесь на мой телеграмм-канал:

https://t.me/Cervonets