Найти в Дзене
Сеятель

История возникновения американских публичных корпораций. Часть 7. Гражданская война: инвестиционный банкинг становится публичным

Продолжаю рассказ об истории возникновения и развития американских публичных корпораций по мотивам книги William G. Roy. Socializing Capital: "The Rise of the Large Industrial Corporation in America". Предыдущая статья: Гражданская война 1861-65 годов коренным образом преобразила США не только в политическом смысле, отменив рабство, но и заложила инстуциональные изменения, преобразившие финансовую, банковскую и корпоративную жизнь страны. Потребности мобилизации общества во время Гражданской войны создали: Война дорогое дело и все началось с поиска ресурсов для ее ведения. В итоге Север одержал победу над Югом не только благодаря большим финансовым, производственным и людским ресурсам, но и потому, что смог эти ресурсы мобилизовать. Несмотря на всенародную поддержку военных усилий, бизнесмены редко добровольно предоставляли оружие, одеяла и продовольствие солдатам. К началу Гражданской войны федеральное правительство обладало довольно слабой финансовой базой - основные ресурсы и эконо

Продолжаю рассказ об истории возникновения и развития американских публичных корпораций по мотивам книги William G. Roy. Socializing Capital: "The Rise of the Large Industrial Corporation in America".

Предыдущая статья:

Гражданская война 1861-65 годов коренным образом преобразила США не только в политическом смысле, отменив рабство, но и заложила инстуциональные изменения, преобразившие финансовую, банковскую и корпоративную жизнь страны.

Потребности мобилизации общества во время Гражданской войны создали:

  • связанную банковскую систему
  • единую национальную бумажную валюту
  • превратили именно Уолл-стрит в центр торговли ценными бумагами
  • укрепили и развили связи с Европой
  • положили начало карьере первого поколения национальных бизнес-лидеров, включая Джея Кука, Джозефа Селигмана и Дж. П. Моргана.

Война дорогое дело и все началось с поиска ресурсов для ее ведения. В итоге Север одержал победу над Югом не только благодаря большим финансовым, производственным и людским ресурсам, но и потому, что смог эти ресурсы мобилизовать.

Несмотря на всенародную поддержку военных усилий, бизнесмены редко добровольно предоставляли оружие, одеяла и продовольствие солдатам.

К началу Гражданской войны федеральное правительство обладало довольно слабой финансовой базой - основные ресурсы и экономическая активность концентрировались на уровне штатов. Как показано в прошлых главах, например инициатива по таким масштабных инвестиционным проектам, как строительство каналов и железных дорог возникла и финансировалась отдельными штатами. После истечения в 1836 году срока действия лицензии Второго Банка США, в стране не существовало федерального банковского института и какого-либо единого агента Казначейства по распространения федерального долга. Каждый транш федерального займа требовал отдельного одобрения Конгресса.

Бумажные деньги были представлены около 7 тыс. различным банкнот местных банков.

Федеральному правительству были необходимы институты по быстрой реализации своих облигаций. И такие услуги предложили дельцы с Уолл-Стрита, которые до этого распространяли облигации штатов и железнодорожных компаний. Предложенные ими приемы работы до сих пор используются в современном корпоративном мире.

Джей Кук (Jay Cooke), основатель банка Jay Cooke & Company со штаб-квартирой в Филадельфии

ввел методы массового маркетинга и синдицированного андеррайтинга - две инновации, которые глубоко изменили отношения инвестиционных банкиров с общественностью и друг с другом, инновации, которые радикально социализировали капитал. В то время как массовый маркетинг демократизировал финансовый капитал, синдикация еще больше его централизовала.

До Джея Кука банкиры, выступавшие в роли агентов по распространению ценных бумаг, просто ждали, когда к ним придут покупатели. Банк Кука начал продавать активно, заключая контракты с агентами для поездок по небольшим городам и привлечения мелких инвесторов.

Когда национальное правительство не смогло продать свои военные облигации, министр финансов Сэлмон П. Чейз связался с Куком, бывшим партнером E. W. Clark, Dodge & Company, одного из ведущих частных банков страны, чтобы тот выступил в качестве инвестиционного банкира правительства. Кук только что основал свою компанию в 1861 году в качестве частного банкира общего профиля для операций с банкнотами, переводными векселями и акциями, дисконтирования векселей и получения депозитов. Брат Джея Кука, Генри Д. Кук, представлявший интересы фирмы в Вашингтоне, стал политическим другом Чейза, когда тот был губернатором штата Огайо. В апреле В 1861 году Jay Cooke & Company получила казначейские векселя на сумму 200 000 долларов, которые она быстро продала, что было вполне респектабельной сделкой для фирмы, которой было всего четыре месяца. Вместо того чтобы следовать обычной стратегии продажи банкнот и облигаций инвесторам, которые оценивали их с точки зрения прибыльности, Кук увидел возможность широко продавать их на основе патриотической привлекательности.

В следующем году федеральное правительство решило продать облигации на 500 млн. долларов, что было беспрецедентной суммой по тем временам. Сперва правительство собиралось распространить облигации среди европейских инвесторов, но Август Бельмонт, представитель Ротшильдов, отказался подписываться на облигации. Тогда министр финансов Чейз назначил банк Кука агентом. Сумма 500 млн. была слишком большой для одного банка и тогда Кук, копируя французский опыт, организовал синдикат банков, которые в свою очередь создали сеть из 2500 агентов, продававших ценные бумаги среди патриотически настроенных юнионистов. Спрос создали через массированную рекламу в газетах, раздачей сувениров, обходом по домам, созданием образовательных программ и разъяснения принципов инвестирования в облигации. Такая социализация капитала создала базу для последующего распространения уже корпоративных ценных бумаг.

Продавая облигации среди широкого круга населения правительство с одной стороны социализировала капитал, с другой стороны, узкий круг андеррайтеров, концентрировал в их руках контроль за процессом.

Во время Гражданской войны в 1863 году также был принят Закон о национальной банковской деятельности, оказавший последствия на развитие финансовой инфраструктуры, которая в конечном итоге легла в основу крупных публичных корпораций.

Этот закон позволил создавать на федеральном уровне так называемые национальные банки, которые с одной стороны находились под строгим надзором федеральных ведомств, а с другой, могли выпускать национальные банкноты, обеспеченные облигациями правительства США.

-2

В итоге образовалась трехуровневая банковская сеть на федеральном уровне, когда более мелкие банки открывали корреспондентские счета в национальных банках, а последние концентрировали счета в банках Нью-Йорка. Концентрация основных размеров банковского капитала именно в Нью-Йорке происходила по той причине, что только его банки платили проценты по корреспондентским банковским счетам

Также система система коммерческого банкинга (расчеты, переучет векселей) была интегрирована с системой финансов (государственных облигаций).

Концентрация денежных средств в банках Нью-Йорка позволила последним выдавать кредиты до востребования брокерам, торгующим на Нью-Йоркской фондовой бирже и таким образом обеспечивать рост котировок акций. Это создало инстуциональную среду по привлечению и увеличению капитала. На этой почве возникли такие инвестиционные банкирские дома, как Drexel-Morgan, J. & W. Seligman и
Kidder, Peabody & Company, в последующие 60 лет доминировавшие на рынке и включившие производственные предприятия в корпоративную систему.

Дж. П. Морган олицетворял собой это новое поколение инвестиционных банкиров. До 1873 года большинство американских ценных бумаг распространялось европейскими банками, такими как Baring из Лондона,
Hottinguer из Парижа и Hope из Амстердама. Но после 1873 американцы сами стали выходить на европейский рынок и открывать там филиалы. Так Дж. С. Морганом объединился с Дрекселами и образовал Morgan, Drexel & Company, которая вела бизнес в Лондоне и Париже. Именно наличие филиалов в Европе и дела с европейскими банкирами дали Моргану преимущества перед другими американскими коллегами и позволило войти в железнодорожный бизнес. Сперва банкиры скептически относились к ценным бумагам железнодорожных компаний, считая их слишком рискованными по сравнению с государственными. Например, Джей Кук отказался помогать финансировать железные дороги Northern Pacific и Union Pacific railroads, а Джозеф Селигман из J.& W. Seligman & Company написал своему брату об инвестициях в железную дорогу: “
Я считаю, что это спекуляция, совершенно не по нашей части. Мы можем заработать достаточно денег законным способом, не рискуя играть в азартные игры”. Но Дж. П. Морган взялся за распространение ценных бумаг железнодорожным компаний среди инвесторов Англии, взамен получив право назначить в совет директоров своего представителя. Это положило начало модели, которая переделала всю американскую экономическую структуру.

Кстати, отношения в американском обществе к новым инвестиционным банкирам было неоднозначным и содержало много критики. Вот что о них говорил послевоенный президент Эндрю Джонсон: “аристократия, основанная на почти двух с половиной миллиардах национальных ценных бумаг, поднялась в северных штатах, чтобы взять на себя тот политический контроль ,который ранее был предоставлен рабовладельческой олигархии” . 2.5 млрд. долларов - это послевоенный государственный долг США.

Стоит обратить внимание, что речь шла не о владельцах ценных бумаг на эту сумму, а об агентах, этот долг распространявших. По российским олигархическим понятиями это были просто нищие люди.

Гражданская война повлияла и на функционирования Нью-Йоркской фондовой биржи. Сперва котировки и объемы на бирже упали, но с ростом размещения государственного долга и спекуляции вокруг военных заказов оживили биржу. В 1863 году возникла конкурирующая биржа Open Board of Stock Brokers, которая продавала ценные бумаги на постоянных торгах, по одному для каждой компании, зарегистрированной на бирже, вместо громоздкого аукциона по каждой компании. В итоге к 1865 году новая площадка по объему в 10 раз превзошла старую. В 1869 году обе биржи объединились. К тому времени основные контуры американской финансовой системы были сформированы. Уолл-стрит больше не была улицей магазинов и таверн, на ней доминировали фондовая биржа, инвестиционные банки и брокеры, высоко институционализированные в форме, которая позже могла охватить растущий промышленный сектор Америки.

Продолжение

Оглавление всей серии:

Удачи и трезвого анализа в ваших инвестициях!!!

P.S. Подписывайтесь на мой телеграмм-канал:

https://t.me/Cervonets