Верховный суд России постановил освободить от уголовного наказания ефрейтора, признанного виновным в смертельной аварии, «в связи с изменением обстановки» (ст. 80.1 УК РФ). Основанием для такого решения послужило его участие в специальной военной операции. Эксперты рассказали «Сфере», как сейчас трактуется данная статья Уголовного кодекса и почему СВО стала «смягчающим обстоятельством».
Дело Устинова
В конце июля судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного суда (ВС) РФ вынесла определение, согласно которому «в связи с изменением обстановки» ефрейтор Владислав Устинов, признанный виновным в ДТП со смертельным исходом, освобождается от уголовной ответственности.
В определении отмечается, что Устинов впервые совершил преступление средней тяжести, полностью признал вину и раскаялся в содеянном, активно способствовал расследованию и добровольно возместил вред. Также во время службы ему за особые личные заслуги присвоено воинское звание на одну ступень выше положенного.
Кроме того, с момента аварии прошло более полутора лет, сейчас ефрейтор выполняет боевые задачи в зоне спецоперации и характеризуется командованием как военнослужащий, проявляющий мужество, отвагу и высокий уровень профессиональной подготовки, говорится в документе.
Примечательно, что решение было принято через несколько дней после вступления в силу закона, разрешающего освобождать участников СВО от уголовной ответственности за нетяжкие преступления. Однако ВС руководствовался статьей 80.1 УК РФ.
Уникальная статья
По словам адвоката, управляющего партнёра Адвокатского бюро г. Москвы «Матюнины и Партнёры» Олега Матюнина, статья 80.1 УК РФ позволяет кардинальным образом изменить судьбу обвиняемого и подсудимого, приняв во внимание сложность и многообразие жизненных ситуаций. В этом ее уникальность, и вышеуказанное определение суда является хорошим примером того, как изменение обстановки было учтено при пересмотре решений нижестоящих судов.
Впрочем, по мнению эксперта, рассматривать факт участия в спецоперации как универсальный инструмент освобождения от уголовного наказания не стоит. Он также обращает внимание, что в статье 80.1 УК РФ нет ссылок на какие-то конкретные основания.
«В деле Устинова суд учитывал не только воинский статус, но и ряд других важных обстоятельств: успехи на службе, положительные характеристики как до участия в СВО, так и после, полное денежное возмещение причиненного им вреда, отсутствие претензий со стороны потерпевших, активная помощь в расследовании преступления», – отмечает Олег Матюнин.
Вот как прокуратура разъясняет «освобождение от наказания в связи с изменением обстановки»:
Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки предусмотрено статьей 80.1 УК РФ и обусловлено наличием двух обстоятельств. Во-первых, изменение обстановки может привести к тому, что совершенное преступление утратит свою общественную опасность и, во-вторых, к утрате общественной опасности лица, виновного в совершении преступления.
Может ли факт выполнения боевых задач в зоне специальной военной операции и положительная характеристика командования свидетельствовать о безопасности военнослужащего для общества, а также отсутствии у него возможности в будущем совершить аналогичное преступление?
По мнению участника СВО, военного эксперта Андрея Кашкарова, никакая характеристика не может быть панацеей.
«Довольно часто в правоприменительной практике бывший заключенный способен на «поступок», а выдающийся деятель науки или даже государственный деятель, администратор, эффективный менеджер-управленец – на подлость. Но, повторюсь, степень вины определяет только суд с учетом всех влияющих на дело обстоятельств», – считает эксперт.
Андрей Кашкаров уверен, что в будущем участие в СВО, безусловно, будет приниматься во внимание как смягчающее обстоятельство.
«Такова позиция Верховного суда РФ, прокуроров на местах и опосредованно самого президента страны. Для рассмотрения ходатайства о пересмотре приговора нужны основания, и это основание вполне можно использовать. Впрочем, решение в каждом конкретном случае принимает судья», – рассказывает военный эксперт.
Консультант по военному праву Степан Славин согласен с коллегой.
«Участники СВО, хоть и не все, по статусу приравнены к ветеранам боевых действий, а это всегда и во всех странах рассматривается как положительная характеристика. Правда, в Уголовном кодексе такое смягчающее обстоятельство не прописано, но это не значит, что суды не могут его учитывать», – уточняет специалист.
Отметим, что за несколько дней до решения 24 июня 2023 года по делу Устинова в России вступил в силу Федеральный закон «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции». Кратко о сути документа.
Закон устанавливает:
- категории граждан, на которых распространяется его действие;
- специальные основания для освобождения от уголовной ответственности, либо от наказания, либо погашения судимости в отношении указных категорий граждан.
Категории лиц, попадающие под действие закона:
- лица, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, в отношении которых осуществляется предварительное расследование, призванные на военную службу по мобилизации, либо заключившие контракт о прохождении военной службы в Вооруженных силах РФ.
- лица, проходящие военную службу в Вооруженных силах РФ, совершившие преступление, и в отношении которых осуществляется предварительное расследование.
- осуждённые, имеющие судимость, включая лиц, отбывших наказание или условно-досрочно освобождённых от отбывания наказания при призыве на военную службу по мобилизации, либо заключения контракта на прохождение военной службы с Вооруженными силами РФ.
Для применения положений настоящего закона лица должны быть призваны на военную службу, либо закончить контракт на прохождение военной службы, либо являться военнослужащим:
- либо в период мобилизации;
- либо в период военного положения;
- либо в военное время.