Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Портреты Лагрене. В наряде каждой дамы есть что-то особенное

Ансельм Франсуа Лагрене жил и работал в России с 1817 по 1825 год. Я подозреваю, что до нас дошла только небольшая часть написанных им женских портретов.

И почти на каждом портрете дама одета не просто по моде и красиво, но и оригинально, с изюминкой.

Золотые колоски в волосах… О них упоминается в литературе, но сложно представить, как такая причёска должна выглядеть. А у Лагрене целых два подобных портрета (из пяти, что я смогла найти).

«Купи жене пучок алмазных колосьев»… А потом разорись!

Anthelme Francois Lagrenee. Портрет неизвестной, около 1825 года. (Возможно – Вера Фёдоровна Вяземская.)
Anthelme Francois Lagrenee. Портрет неизвестной, около 1825 года. (Возможно – Вера Фёдоровна Вяземская.)

«Тут были дамы пожилые
В чепцах и в розах, с виду злые»…

Эти строчки из «Евгения Онегина» вспоминаются при взгляде на некоторые портреты Лагрене. У него на пяти портретах – дамы в парадных цепцах с розами. Два я размещала здесь:

Самые причудливые чепчики Пушкинской поры.

Ну а вот – другие. Все чепчики - разные.

Ансельм Франсуа Лагрене. Наталия Ивановна Куракина, 1822 год.
Ансельм Франсуа Лагрене. Наталия Ивановна Куракина, 1822 год.

Тут надо сказать, что на портретах, где запечатлены дамы в парадных чепцах, розы встречаются редко. И можно подумать, что Пушкин ввернул слово «розы» только ради рифмы…

Но портреты Лагрене это опровергают.

Ансельм Лагрене. Графиня Софья Владимировна Панина, около 1822 – 1823 годов.
Ансельм Лагрене. Графиня Софья Владимировна Панина, около 1822 – 1823 годов.

Про даму в белом платье с розовым пояском стоит сказать отдельно. Это – знаменитая Аглая Давыдова, урождённая де Грамон. Весёлая, яркая красавица, про которую Пушкин писал сомнительные стишки.

Портрет, вероятно, написан в период «1817 – 1820», тут ещё царит стиль ампир, талия на платье высокая, под самую грудь.

Ансельм Франсуа Лагрене. Аглая Давыдова.
Ансельм Франсуа Лагрене. Аглая Давыдова.

На портрете ниже – уже не ампир, а ранний бидермейер. Вероятно, портрет написан в 1822 – 1825 годах. Талия наряда завышена, но находится не под самой грудью.

Интересно, что на платье спереди – пуговки. Не встречала такого на других портретах тех лет. Ну и красный тюрбан в сочетании с рыжим цветом наряда – тоже необычно.

Ансельм Франсуа Лагрене. Варвара Николаевна Балк-Полевая.
Ансельм Франсуа Лагрене. Варвара Николаевна Балк-Полевая.

Портрет дамы в платье шоколадного цвета интересен, во-первых, сочетанием цветовых оттенков – шоколадный и небесно-синий.

Во-вторых, у дамы интересный берет. Он из лёгкой, даже тонкой ткани, с перьями двух цветов. Поля берета присобраны в зубчатые складки.

Такие береты встречаются лишь на модных картинках. А ещё – на портретах Лагрене:)

Причудливые женские береты пушкинской поры.

Тюрбан? Шляпа? Берет? Фантастические головные уборы пушкинской поры.

Ансельм Лагрене. Прасковья Александровна Новосильцева, урожденная княжна Лобанова-Ростовская. 1822 – 1824 годы.
Ансельм Лагрене. Прасковья Александровна Новосильцева, урожденная княжна Лобанова-Ростовская. 1822 – 1824 годы.

В каком году может быть написан портрет цесаревны Александры Фёдоровны? Загадка. Но это уже тоже не ампир. Талия довольно высокая, но отделка лифа характерна для стиля бидермейер, особенно кружевные оборочки. Я думаю, примерно 1822 год.

А. Ф. Лагрене. Александра Федоровна. Самое начало 1820-х.
А. Ф. Лагрене. Александра Федоровна. Самое начало 1820-х.

Портрет великой княгини Елены Павловны, вероятно, написан в тот же год. Он мне нравится меньше, чем другие портреты Елены Павловны. Эти чашечки на лифе платья… Как бюстгальтер пуш-ап:) По мне, не очень изящно. Но с исторической точки зрения интересно.

А. Ф. Лагрене. Великая княгиня Елена Павловна, примерно 1822 год.
А. Ф. Лагрене. Великая княгиня Елена Павловна, примерно 1822 год.

Табакерка с портретами императрицы Марии Федоровны, ее сына великого князя Михаила Павловича и невестки Елены Павловны. 1823 год. Золото, серебро, черепаховый панцирь, эмаль, слоновая кость, стекло.

Табакерка с миниатюрами Лагрене, 1823 год.
Табакерка с миниатюрами Лагрене, 1823 год.

А вот крупным планом – портрет Елены Павловны с этой табакерки.

Здесь интересна причёска и то, как закреплена диадема (точнее – тиара). Маленькие цветки по краям, вероятно, сшитые из одной ткани с платьем.

Есть ещё один миниатюрный портрет Елены Павловны в этой тиаре, там такие же цветочки по краям, только красные.

-10

Как тиары и диадемы приспосабливали к модным причёскам.

Портрет Екатерины Орловой, сестры Марии Раевской. Для оттенка платья названия не подберёшь. Но даме этот оттенок к лицу.

А что в волосах? Какие-то блестящие шарики… Это веточка с ягодками? На других портретах тех лет не встречается. Мне встречались ягодки лишь на модных картинках 1830-х.

Такое впечатление, что дамы, позировавшие Лагрене, старались одеться так, чтоб порадовать тех, кто будет изучать их портреты спустя 200 лет:)

Лагрене. Екатерина Николаевна Орлова, ур. Раевская, 1822 – 1823 годы.
Лагрене. Екатерина Николаевна Орлова, ур. Раевская, 1822 – 1823 годы.

#украшения #мода и красота #портреты #искусство #женщины