Ансельм Франсуа Лагрене жил и работал в России с 1817 по 1825 год. Я подозреваю, что до нас дошла только небольшая часть написанных им женских портретов.
И почти на каждом портрете дама одета не просто по моде и красиво, но и оригинально, с изюминкой.
Золотые колоски в волосах… О них упоминается в литературе, но сложно представить, как такая причёска должна выглядеть. А у Лагрене целых два подобных портрета (из пяти, что я смогла найти).
«Купи жене пучок алмазных колосьев»… А потом разорись!
«Тут были дамы пожилые
В чепцах и в розах, с виду злые»…
Эти строчки из «Евгения Онегина» вспоминаются при взгляде на некоторые портреты Лагрене. У него на пяти портретах – дамы в парадных цепцах с розами. Два я размещала здесь:
Самые причудливые чепчики Пушкинской поры.
Ну а вот – другие. Все чепчики - разные.
Тут надо сказать, что на портретах, где запечатлены дамы в парадных чепцах, розы встречаются редко. И можно подумать, что Пушкин ввернул слово «розы» только ради рифмы…
Но портреты Лагрене это опровергают.
Про даму в белом платье с розовым пояском стоит сказать отдельно. Это – знаменитая Аглая Давыдова, урождённая де Грамон. Весёлая, яркая красавица, про которую Пушкин писал сомнительные стишки.
Портрет, вероятно, написан в период «1817 – 1820», тут ещё царит стиль ампир, талия на платье высокая, под самую грудь.
На портрете ниже – уже не ампир, а ранний бидермейер. Вероятно, портрет написан в 1822 – 1825 годах. Талия наряда завышена, но находится не под самой грудью.
Интересно, что на платье спереди – пуговки. Не встречала такого на других портретах тех лет. Ну и красный тюрбан в сочетании с рыжим цветом наряда – тоже необычно.
Портрет дамы в платье шоколадного цвета интересен, во-первых, сочетанием цветовых оттенков – шоколадный и небесно-синий.
Во-вторых, у дамы интересный берет. Он из лёгкой, даже тонкой ткани, с перьями двух цветов. Поля берета присобраны в зубчатые складки.
Такие береты встречаются лишь на модных картинках. А ещё – на портретах Лагрене:)
Причудливые женские береты пушкинской поры.
Тюрбан? Шляпа? Берет? Фантастические головные уборы пушкинской поры.
В каком году может быть написан портрет цесаревны Александры Фёдоровны? Загадка. Но это уже тоже не ампир. Талия довольно высокая, но отделка лифа характерна для стиля бидермейер, особенно кружевные оборочки. Я думаю, примерно 1822 год.
Портрет великой княгини Елены Павловны, вероятно, написан в тот же год. Он мне нравится меньше, чем другие портреты Елены Павловны. Эти чашечки на лифе платья… Как бюстгальтер пуш-ап:) По мне, не очень изящно. Но с исторической точки зрения интересно.
Табакерка с портретами императрицы Марии Федоровны, ее сына великого князя Михаила Павловича и невестки Елены Павловны. 1823 год. Золото, серебро, черепаховый панцирь, эмаль, слоновая кость, стекло.
А вот крупным планом – портрет Елены Павловны с этой табакерки.
Здесь интересна причёска и то, как закреплена диадема (точнее – тиара). Маленькие цветки по краям, вероятно, сшитые из одной ткани с платьем.
Есть ещё один миниатюрный портрет Елены Павловны в этой тиаре, там такие же цветочки по краям, только красные.
Как тиары и диадемы приспосабливали к модным причёскам.
Портрет Екатерины Орловой, сестры Марии Раевской. Для оттенка платья названия не подберёшь. Но даме этот оттенок к лицу.
А что в волосах? Какие-то блестящие шарики… Это веточка с ягодками? На других портретах тех лет не встречается. Мне встречались ягодки лишь на модных картинках 1830-х.
Такое впечатление, что дамы, позировавшие Лагрене, старались одеться так, чтоб порадовать тех, кто будет изучать их портреты спустя 200 лет:)
#украшения #мода и красота #портреты #искусство #женщины