Продолжаю разговор о нарядных чепчиках для замужних дам, которые были в моде в 1820-х и 1830-х годах.
Парадные чепцы – то есть такие, что носили не только дома, но и надевали на светские приёмы, упоминает Пушкин в романе «Евгений Онегин».
Он описывает гостей, собравшихся в доме Татьяны Лариной. В то время она уже была замужем, и Онегин встретил её в Петербурге.
"Тут был однако цвет столицы,
И знать и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и розах, с виду злые"…
А вот и не прав поэт! Парадные чепцы носили в то время не только пожилые дамы, но и молодые замужние. И Пушкин должен был это знать, потому что такой чепчик был у Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой. И носила она его как раз в то время, когда Пушкин находился в Одессе и общался с ней. Портрет Елизаветы Ксаверьевны в парадном чепце написан в 1823 году, когда Пушкин как раз был в Одессе.
Впрочем, чего не напишешь ради удачной рифмы…
Вот милые чепчики с розами. На дамах – вечерние платья, о чём говорят открытые плечи и декольте. Хотя в то время вечерние платья могли быть и без декольте, его прикрывала прозрачная ткань, тюль или кружево.
Другие модели чепцов:
Ну а это, похоже, «мельничные крылья». Только эти чепчики имеют форму сердечка и напоминают «рогатые чепцы» средних веков. Ничего удивительного. В моде был историзм. Платья с гофрированными воротниками напоминают времена Екатерины Медичи, чепцы – средние века.
Ещё два пышных чепца «мельничные крылья»:
А вот портрет дамы и современная карикатура на него (не знаю, кто автор). Кому-то показался прикольным такой головной убор, человек увеличил его размер, а заодно – и габариты дамы.
И всё же чепцы эпохи бидермейер чудесны, хотя порой кажутся забавными.
А уж какой забавной показалась бы Пушкину наша современная мода…
Другие мои статьи близкой тематики:
Причудливые береты пушкинской поры.
Женский тюрбан – самый странный и модный головной убор пушкинской эпохи.
Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!