Найти тему
Модная лавка 19 века

Самые причудливые чепчики 19 века. Часть 2

Продолжаю разговор о нарядных чепчиках для замужних дам, которые были в моде в 1820-х и 1830-х годах.

Парадные чепцы – то есть такие, что носили не только дома, но и надевали на светские приёмы, упоминает Пушкин в романе «Евгений Онегин».

Он описывает гостей, собравшихся в доме Татьяны Лариной. В то время она уже была замужем, и Онегин встретил её в Петербурге.

"Тут был однако цвет столицы,

И знать и моды образцы,

Везде встречаемые лицы,

Необходимые глупцы;

Тут были дамы пожилые

В чепцах и розах, с виду злые"…

А вот и не прав поэт! Парадные чепцы носили в то время не только пожилые дамы, но и молодые замужние. И Пушкин должен был это знать, потому что такой чепчик был у Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой. И носила она его как раз в то время, когда Пушкин находился в Одессе и общался с ней. Портрет Елизаветы Ксаверьевны в парадном чепце написан в 1823 году, когда Пушкин как раз был в Одессе.

Впрочем, чего не напишешь ради удачной рифмы…

Вот милые чепчики с розами. На дамах – вечерние платья, о чём говорят открытые плечи и декольте. Хотя в то время вечерние платья могли быть и без декольте, его прикрывала прозрачная ткань, тюль или кружево.

Ансельм Франсуа Лагрене. Женский портрет, вторая половина 1820-х
Ансельм Франсуа Лагрене. Женский портрет, вторая половина 1820-х
Ансельм Франсуа Лагрене. Портрет молодой дамы, середина 1820-х. Находится в Эрмитаже, Петербург.
Ансельм Франсуа Лагрене. Портрет молодой дамы, середина 1820-х. Находится в Эрмитаже, Петербург.

Другие модели чепцов:

Портрет молодой женщины. Находится в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.
Портрет молодой женщины. Находится в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.
Christian Albrecht Jensen. Portrait of a Lady in Blue Dress,1824 год.
Christian Albrecht Jensen. Portrait of a Lady in Blue Dress,1824 год.
Йозеф Штилер. Вельгельмина-Луиза, графиня фон Айнзедель.
Йозеф Штилер. Вельгельмина-Луиза, графиня фон Айнзедель.

Ну а это, похоже, «мельничные крылья». Только эти чепчики имеют форму сердечка и напоминают «рогатые чепцы» средних веков. Ничего удивительного. В моде был историзм. Платья с гофрированными воротниками напоминают времена Екатерины Медичи, чепцы – средние века.

П. Ф. Соколов. Княгиня Луиза Трофимовна Голицына, 1827 год.
П. Ф. Соколов. Княгиня Луиза Трофимовна Голицына, 1827 год.
Портрет дамы, художник неизвестен.
Портрет дамы, художник неизвестен.

Ещё два пышных чепца «мельничные крылья»:

П. Ф. Соколов. Портрет М.Т.Пашковой с дочерью Александрой, начало 1830-х.
П. Ф. Соколов. Портрет М.Т.Пашковой с дочерью Александрой, начало 1830-х.
Resize of James Millington. Женский портрет, 1831 год.
Resize of James Millington. Женский портрет, 1831 год.

А вот портрет дамы и современная карикатура на него (не знаю, кто автор). Кому-то показался прикольным такой головной убор, человек увеличил его размер, а заодно – и габариты дамы.

Ян Адам Круземан. Портрет неизвестной, 1829 год.
Ян Адам Круземан. Портрет неизвестной, 1829 год.
Карикатура на портрет дамы в чепце "мельничные крылья".
Карикатура на портрет дамы в чепце "мельничные крылья".

И всё же чепцы эпохи бидермейер чудесны, хотя порой кажутся забавными.

А уж какой забавной показалась бы Пушкину наша современная мода…

Другие мои статьи близкой тематики:

Причудливые береты пушкинской поры.

Женский тюрбан – самый странный и модный головной убор пушкинской эпохи.

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!