Найти тему

Беларусь: далёкое Глубокое

По следам путешествия 2017. Часть 5.

Все фотографии в статье мои
Все фотографии в статье мои

Начало здесь:

-Пшёл вон! - приветствует нас сидящий на пеньке абориген с папироской, у которого мы пытались выяснить, как разыскать нашу гостиницу - ехали целый день, устали, а тут ещё адрес какой-то невнятный. Нет такого дома! Улица - вот она, улица Кирова, а дома нету. Запрятался среди межзаборных лабиринтов частной застройки.

Оказывается, это он не нам, а аисту. Здоровенный аист нарезал круги, "шкандыбал" на длинных тонких ногах, нацеливаясь длинным клювом на папироску, всем своим видом выражая живое участие - а о чём вы тут, люди добрые?

-Лезут везде, - пояснил абориген. - Их тут, как воробьёв.

Здравствуй, Глубокое Витебской области! Промышленный городок с тремя заводами и самой строгой тюрьмой страны - зону обустроили в монастырских стенах XVIII века - и он же «белорусская Венеция». Величественный, помпезный и обшарпанный. "Город на воде": здесь целых пять озёр. Годом первого упоминания своего города жители Глубокого полагают 1414-й.

Озеро Кагальное в самом центре города
Озеро Кагальное в самом центре города

Город, где совершили немыслимое: снесли памятник Ленину - как я жалела, что опоздала его увидеть, этого Ильича! Злые языки утверждали - а фотографии подтверждали - что здешний Ильич был невероятно кривоног. Теперь на его месте - Аллея великих земляков, бюсты с именами художника Язэпа Дроздовича, премьер-министра Белорусской Народной Республики Вацлава Ластовского, основателя белорусского театра Игнатия Буйницкого. Здесь увековечен отец современного иврита Элиэзер Бен-Йегуда:

"Еврей, говори на иврите!"
"Еврей, говори на иврите!"

А этого человека отлично знают и в России: Павел Сухой, наш знаменитый авиаконструктор, родился в 1895 в Глубоком, которое тогда было просто селом.

Уроженец Глубокого - авиаконструктор П. Сухой
Уроженец Глубокого - авиаконструктор П. Сухой

Жаль, что замечательная Аллея засунута меж каких-то обшитых сайдингом магазинчиков и заборов. Зато на заднем плане - величественный костёл Святой Троицы. Тот, кому Глубокое обязано этим прекрасным католическим храмом - и не менее прекрасным храмом православным - тоже здесь, на Аллее: Иосиф Корсак.

Иосиф Корсак - основатель храмов
Иосиф Корсак - основатель храмов

Несколько веков назад Глубокое делили между собой два рода: Корсаки и Зеновичи. Иосиф Корсак не жалел средств на город и в первой половине XVII века построил на своих владениях два храма, за что и почитаем среди жителей Глубокого до сих пор. Современный костёл Святой Троицы возвели на месте храма Корсака в 1780-х, его несколько раз достраивали и расширяли.

Троицкий костёл
Троицкий костёл

Через дорогу от костёла стоит одноэтажный дом, в котором жил писатель Тадеуш Доленга-Мостович. Многие помнят польский фильм «Знахарь», снятый по его роману, где главную женскую роль исполняет восхитительная Анна Дымна. Действие книги происходит как раз в Глубоком.

Католический и православный храмы в Глубоком стоят друг напротив друга и воплощают в себе то, что называют толерантностью, хоть изначально обе святыни были католическими. Костел и собор Рождества Пресвятой Богородицы разделяет площадь с фонтаном и памятником «Иисус и самарянка»:

Сцена из Библии
Сцена из Библии

Здание православного собора старше католического, его возводили в 1639-1654 годах также на средства Иосифа Корсака. Кирпичная постройка была предназначена для костела при монастыре католического ордена кармелитов. Иосиф Корсак сам руководил возведением храма, но умер в 1643 году, не дожив до завершения строительства. В крипте костела его и похоронили (позже потомки настояли всё же на перезахоронении).

В 1735 году костел перестроили по проекту архитектора И. Глаубица, и он стал первым памятником архитектуры виленского барокко в Беларуси.

Фасад в стиле виленского барокко
Фасад в стиле виленского барокко

Но не всё так просто: если зайти собору в "тыл", он приобретает черты уже "сарматского барокко", который предшествовал и по смыслу своему вообще противоречит "виленскому". Тем более, что даже в масштабах Европы не так уж часто встречаются барочные храмы с целыми четырьмя башнями!

Сарматское барокко: внешняя строгость
Сарматское барокко: внешняя строгость

В чём разница между этими барочными стилями? Виленское - это свобода и лёгкость, скульптуры на фронтонах, симметрия двух многоярусных башен...."строительный материал... словно размяк и поплыл волнами выгнутых и вогнутых кривых». Сарматское же - аскеза, упрощённая геометрия барочных форм. Силуэт массивен, внешний декор нарочито строг - но лишь внешний: поразительный контраст с пышными лепными интерьерами!

В соборе
В соборе

Ну, и как всегда: 1812-м в монастырских корпусах на несколько дней останавливался Наполеон Бонапарт и традиционно печалился, что не может взять собор с собой в Париж.

Вот виделся ему в мечтах Париж, заставленный белорусскими церквами!

А храм-то - известная достопримечательность! Даже экскурсии проводятся. Мы застали одну: толпа школьников - класс седьмой-восьмой, молодой парень-экскурсовод. Может, школьный учитель истории? И что он говорит?

А говорит он, что во время восстания 1830-х годов в подземелье собора прятались повстанцы, а в шестидесятых солдаты М. Муравьева ("Вешателя") держали здесь узников.

В который раз за время белорусских странствий встречаемся с ... некоторым образом двояким толкованием фактов - вроде бы нашей общей с Беларусью истории.

"Вешателем" Михаила Николаевича Муравьёва, которому удалось подавить начавшееся в Польше и перекинувшееся на Северо-Западный край восстание, прозвали народники. Ну, Закон Российской империи трактовал восстание 1863 года как "мятеж", а М. Муравьёв был почитаем как гениальный государственник и даже получил неофициальный титул "граф Муравьёв-Виленский".

А затем пошла работа по возвращению края на "древнерусскую дорогу" - по выражению М. Муравьёва. Чиновников-поляков - в отставку. Местному православному населению - должности. Крестьянская реформа. Мелкую шляхту из дворянского сословия в городское, а то и в однодворцы. И даже "земля - крестьянам"!

А казнил он за годы правления 128 человек. Повстанцы же казнили 924 человека только в 1863 году.

В краткой истории Беларуси для средней школы, купленной мною уже в этом году, о Муравьёве-Виленском ни слова.

Одним из повешенных Муравьёвым был.. как его назвать? мятежником? ... Константин Калиновский. Ныне - Кастусь Калиновский, национальный герой Беларуси. В школе проходят: лично слышала, сидя на уроке.

Такой круговорот героев в истории. История-то и рассудит. Точнее, уже рассудила.

Говорят, что собор Рождества Богородицы и костёл Святой Троицы связывает подземный ход. Энтузиасты ищут; якобы там кармелиты прятали свои сокровища перед репрессиями, последующими за восстанием Кастуся Калиновского... В подземелье можно сходить с экскурсией. А можно и на башню подняться.

...ничего не напоминает о тех страшных временах. Стоят друг напротив друга два барочных собора - православный и католический. Тихо плещется вода в озёрах; вишнёвый фест, сгущёнка, коробочки клюквы в сахаре, на местном кладбище могила семейной четы Мюнхгаузен - нет, не того...на сто лет позже... Разве что вот ещё название: озеро Кагальное.

До Великой Отечественной войны в Глубоком было восемь синагог, а еврейские дома располагались целыми кварталами. А во время войны в Глубокском гетто погибли тысячи людей со всей округи. Практически все постройки общины исчезли с карты местечка - осталось лишь старое еврейское кладбище.

Когда в городе на месте бывших еврейских кварталов возводили новые здания, строители часто находили клады. Говорят, только во время строительства местного универмага было найдено четыре спрятанных клада.

Рыбак? Художник? Поэт?
Рыбак? Художник? Поэт?

И снова на берегу Кагального....Сидит кто-то. Вроде того деда, который отмахивался от аиста. Написано - "Беларусь синеокая, чудесный уголок Глубочина".

И правда, чудесный уголок. Жаль, вишни ещё не было. Таким я и запомнила тот июньский день, в году далёком, в городе Глубоком....

Продолжение следует