Найти тему
~ VEGAS ~

Уникальная междугородняя троллейбусная система в Крыму.

Крымский троллейбус - единственный в мире горный междугородний троллейбус. Протяженность 84 (96 от Международного аэропорта Симферополь) километра.

История Крымской троллейбусной системы началась с 1958 года, когда было принято решение строить междугородную горную троллейбусную линию Симферополь - Алушта - Ялта. Первая очередь этой линии Симферополь — Алушта протяженностью 52 км была построена и сдана в эксплуатацию в рекордно короткий срок — за 11 месяцев. В первой очереди было построено 2 троллейбусных парка: Симферопольский и Алуштинский, 16 тяговых подстанций, установлено более трёх тысяч опор и подвешено свыше 200 километров контактного провода. В мае 1959 года было организовано Крымское троллейбусное управление. Летом этого же года в г. Симферополь прибыли первые 40 троллейбусов: МТБ-82Д отечественного производства и 8 машин чехословацкого производства «Škoda 8Tr». 6 ноября 1959 года торжественно было открыто движение троллейбусов на линии Симферополь — Алушта. Первые троллейбусы на этой линии работали с кондукторами-экскурсоводами.

Открытие движения в Симферополе, троллейбус Škoda 8Tr8 №107, Симферопольский троллейбусный парк, 6 октября 1959 год. Фото из музея ГУП РК "Крымтроллейбус".
Открытие движения в Симферополе, троллейбус Škoda 8Tr8 №107, Симферопольский троллейбусный парк, 6 октября 1959 год. Фото из музея ГУП РК "Крымтроллейбус".

В июле 1961 года была построена вторая очередь междугородной троллейбусной линии Алушта — Ялта протяженностью 33 километра. Во время строительства междугородней линии были срезаны десятки сложных поворотов, расширена дорога. Троллейбус из Симферополя в Алушту следовал 1 час 50 минут, а в Ялту — 2 часа 50 минут.

Троллейбус Škoda 8Tr №338, Ялта, улица Московская, 1973 год. Фото из музея ГУП РК "Крымтроллейбус".
Троллейбус Škoda 8Tr №338, Ялта, улица Московская, 1973 год. Фото из музея ГУП РК "Крымтроллейбус".

Низкая скорость движения троллейбуса по трассе обуславливалась особенностью конструкции токоприемника, и в первую очередь креплением головки к штанге. В 1962 инженерами техотдела троллейбусного управления Байдой Ю. С. и Пекелисом А. М. была разработана откидная головка токоприемника, которая позволила увеличить скорость и сократить время в пути.

Слева - заводской вариант головки токоприёмника, справа - усовершенствованый. Фото из музея ГУП РК "Крымтроллейбус".
Слева - заводской вариант головки токоприёмника, справа - усовершенствованый. Фото из музея ГУП РК "Крымтроллейбус".

В 70-80 годах в курортный сезон интервалы движения троллейбусов на трассе Симферополь — Алушта составляли в среднем 2 минуты. В эти годы, для удобства пассажиров, билеты на троллейбусы в Алушту и Ялту продавались вместе с железнодорожными билетами до Симферополя в железнодорожных кассах крупных городов Советского Союза: Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Харькове, Риге и Вильнюсе, и троллейбусы отправляются не только от железнодорожного вокзала, но и от аэропорта.

Троллейбус Škoda 8Tr на железнодорожном вокзале города Симферополь, Примерно 1970е годы. Фото из музея ГУП РК "Крымтроллейбус".
Троллейбус Škoda 8Tr на железнодорожном вокзале города Симферополь, Примерно 1970е годы. Фото из музея ГУП РК "Крымтроллейбус".

Однако, после распада Советского Союза и перехода Крыма в состав Украины, троллейбусная система Симферополя столкнулась с финансовыми и организационными проблемами. Запасные части и оборудование для троллейбусов стали недоступными, а чтобы поддерживать нормальное функционирование парка, его пришлось сократить. В 2006 году был закрыт Симферопольский троллейбусный парк №2. Однако, несмотря на сложности, Крымский троллейбус продолжал работать, хотя и в ограниченном режиме.

Симферопольский троллейбусный парк N2. Автор: Ymtram. Дата: 11 ноября 2012 год. Фото с сайта https://transphoto.org.
Симферопольский троллейбусный парк N2. Автор: Ymtram. Дата: 11 ноября 2012 год. Фото с сайта https://transphoto.org.

В настоящее время в Симферополе и других городах Крыма продолжают эксплуатироваться троллейбусные маршруты. В 2010-2011, 2015-2019 годах был обновлён парк подвижного состава и составлены новые маршруты, в том числе и для движения на автономном ходу. Крымский троллейбус имеет большое значение для транспортной системы полуострова, предоставляя горожанам и туристам экологически чистый и удобный вид общественного транспорта. Также он является важной частью исторического и культурного наследия Крыма.

Троллейбус Богдан Т70115 №6407, маршрут 52,
Южнобережное шоссе. Автор: vegas. Дата: 3 июня 2023 год. Фото с сайта https://transphoto.org.
Троллейбус Богдан Т70115 №6407, маршрут 52, Южнобережное шоссе. Автор: vegas. Дата: 3 июня 2023 год. Фото с сайта https://transphoto.org.