Найти в Дзене
ДМИТРИЙ ВОЛКОВСКИЙ

О прогрессивном развитии Казахстанских железных дорог в интервью ОПЖТ рассказал Батыр Котырев.

Обьединение производителей железнодорржной техники
Обьединение производителей железнодорржной техники
Главный инженер, директор Департамента технической политики АО «НК «Казахстан темир жолы» Котырев Батыр Куанышевич
Главный инженер, директор Департамента технической политики АО «НК «Казахстан темир жолы» Котырев Батыр Куанышевич

Интервью с главным инженером – директором Департамента технической политики АО «НК «Казахстан темир жолы» Котыревым Батыром Куанышевичем

14 марта 2023 г. в здании Управления Московской железной дороги состоялось Общее собрание членов Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники», в котором принял участие главный инженер – директор Департамента технической политики АО «НК «Казахстан темир жолы» Котырев Батыр Куанышевич. По завершении мероприятия Батыр Куанышевич специально для ОПЖТ дал интервью, в котором рассказал о результатах, достигнутых в 2022 году, а также о направлениях совместной работы с ОПЖТ.

Тепловоз ТЭП33А  с контейнерным поездом под контролем новой локомотивной системы безопасности движения "Борт"
Тепловоз ТЭП33А с контейнерным поездом под контролем новой локомотивной системы безопасности движения "Борт"

Каких результатов удалось достичь АО «НК «КТЖ» в 2022 году? Что запланировано на 2023 год?

Несмотря на изменение традиционных цепочек поставок в 2022 году, АО «НК «ҚТЖ» обеспечило положительную динамику производственных и финансовых показателей. В 2022 году Компания достигла рекордного за всю историю грузооборота, который превысил отметку в 252 млрд т-км нетто. За 20 лет этот показатель вырос в два раза, к уровню 2021 года – на 5,2 %. Это стало возможным благодаря изменению логистики, увеличению дальности перевозок и росту экспорта горно-металлургической продукции.

В 2022 году также установлен исторический максимум объема перевозок между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой, который составил 23 млн тонн. Этот показатель вырос на 14 % к уровню 2021 года. В том числе увеличились на 13 % экспортные отправки, на 9 % – импорт для нужд страны. Это достижение является результатом слаженной работы железнодорожников двух стран. В связи с повышенным спросом перевозок в Китай разрабатывается технико-экономическое обоснование по строительству третьего железнодорожного пограничного перехода Аягоз – Бахты.

Перевалка контейнеров на стыке желеных дорог разной ширины колеи в пограничных переходов с КНДР.
Перевалка контейнеров на стыке желеных дорог разной ширины колеи в пограничных переходов с КНДР.

Свыше 250 млн тонн грузов перевезено по сети АО «НК «ҚТЖ» в 2022 году. Погрузка каменного угля составила 106,6 млн тонн, что на 600 тыс. тонн больше к уровню предыдущего года. Казахстанцам доставлено 74,4 млн тонн угля. Ежесуточно совместно с акиматами областей проводится мониторинг остатков твердого топлива, в областях имеются запасы угля. Благодаря слаженной работе всех участников перевозочного процесса жалоб и нареканий нет.

По итогам года объем перевозок зерна составил 10 млн тонн, что на 12 % выше к уровню 2021 года, из них на экспорт отгрузили 8 млн тонн, рост на 18 %. Перевозка продуктов перемола составила 3 млн тонн, к уровню прошлого года рост на 20 %. Основной проблемой в перевозках зерна являлось действие квоты на экспорт пшеницы и муки с апреля по сентябрь, что привело к резкому росту погрузки в последние три месяца 2022 года, когда отгружались рекордные объемы – по 1,5 млн тонн в зерновом эквиваленте.

Кроме того, в 2022 году в Компании отмечены следующие крупные события:

  • АО «Кедентранссервис» запустило контейнерный поезд по маршруту ст. Дарбаза (РК) – Тяньцзинь (КНР) через пограничный переход Алашанькоу – Достык.
  • В Алматинском депо в пилотном режиме успешно апробирован проект «Автоматизация эксплуатационного вагонного депо», основными задачами которого являются цифровизация технологических процессов, переход на безбумажные технологии, повышение эффективности работы вагонного хозяйства и обеспечение производственной безопасности.
  • Успешно завершены эксплуатационные испытания системы интервального регулирования движения поездов СИРДП-Е с передачей данных по каналу цифровой радиосвязи стандарта TETRA с использованием оборудования HYTERA и диспетчерской системы Cybe-RR на участке Жетыген – Алтынколь Алматинского отделения дороги.(Безостановочное проследование стыковых учасков с традиционной сигнализацией АЛСН на учаски с интервальным движением поездов обеспечивает функционал локомотивной системы безопасности движения "Борт", @от автора)

На разъезде Майлытогай Кызылординского отделения магистральной сети успешно проведены эксплуатационные испытания микропроцессорной централизации стрелок и сигналов МПЦ CTRL@LOCK400 от Российского разработчика ТМХ ИС (ТМХ Интеллектуальные системы). Данная система предназначена для автоматизации процессов контроля и управления движением поездов на железнодорожных станциях и перегонах при обеспечении безопасности движения.

  • АО «НК «ҚТЖ» присвоена ESG-оценка в 57 баллов (из теоретических 100), что соответствует рейтингу устойчивости «А2», второму по величине баллу по шкале рейтингового агентства «Moody's ESG Solutions».
  • В рамках официального визита Главы государства Касым-Жомарта Токаева во Францию подписаны Соглашения между АО «НК «ҚТЖ» и «ALSTOM Transport SA», а также между АО «НК «ҚТЖ» и банком «Société Générale». В период 2023-2029 гг. планируется произвести на казахстанском заводе ТОО «Электровозосборочный завод» 245 электровозов для АО «НК «ҚТЖ».
  • АО «НК «ҚТЖ» и компания «Stadler» подписали договор на поставку и техническое обслуживание пассажирских вагонов, которые будут собираться по швейцарской технологии на базе отечественного вагоностроительного завода.
  • В центральном офисе АО «НК «ҚТЖ» открылся Региональный центр управления движением поездов по Северному региону. Ранее в Компании были созданы аналогичные центры в Южном и Западном регионе. Новый центр объединил функцию управления движением поездов в границах четырех отделений – Акмолинского, Карагандинского, Кустанайского и Павлодарского.

В рамках исполнения поручения Главы государства по трансформации АО «НК «ҚТЖ» в транзитно-логистическую компанию разработана соответствующая дорожная карта. В 2023 году планируется усилить компетенции КТЖ, необходимые для выхода на внешние логистические рынки. Для исключения сдерживающих пропускную способность участков инфраструктуры на повестке – реализация крупных проектов, а именно: модернизация железнодорожного транзитного коридора Достык – Актогай – Моинты, строительство новой железнодорожной линии Бахты – Аягоз с открытием третьего пункта пропуска «Бахты» на границе с Китаем, строительство обводной линии Алматинского узла, а также новой железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал.

Расскажите подробнее о направлениях совместной работы АО «НК «КТЖ» и ОПЖТ.

Акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» вступило в состав Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» в 2014 году. За эти годы совместно с ОПЖТ проведен ряд крупных мероприятий, в том числе:

  • Пленарное заседание ISO/ТС 269 «Железные дороги»;
  • Форум по стандартизации в области железнодорожного транспорта;
  • Конференция и выставка на тему «Цифровизация железных дорог»;
  • Международная конференция на тему «Инновационные технологии и материалы при производстве и обслуживании железнодорожного подвижного состава и инфраструктуры»;
  • Расширенное заседание Комитетов ОПЖТ.

В Алматы в октябре 2022 года состоялся II Евразийский форум по безопасности и цифровизации на железнодорожном транспорте. В нем приняли участие представители Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, железнодорожных администраций стран СНГ, производители инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, конструкторские бюро, научно-исследовательские организации. В мероприятии также принял участие президент ОПЖТ Валентин Гапанович. Он отметил слаженную работу с казахстанскими коллегами в вопросах обеспечения безопасности движения на железной дороге.

За годы своей деятельности ОПЖТ стало одной из ведущих площадок по обсуждению вопросов промышленности и железнодорожного машиностроения и внесло большой вклад в их развитие, в том числе на территории Республики Казахстан.

АО «НК «ҚТЖ» принимает активное участие в Рабочих органах ОПЖТ, деятельность которых направлена на выработку совместных решений по вопросам исполнения технических регламентов Таможенного союза, установления единой технической политики и исключения барьеров во взаимодействии между Республикой Казахстан и Российской Федерацией.

Созданный на базе КТЖ Технический комитет по стандартизации ТК 40, рассматривает поступившие межгосударственные стандарты и участвует в обсуждении проектов на площадке ОПЖТ.

Хотелось бы отдельно поблагодарить руководство ОПЖТ за поддержку в разработке межгосударственного стандарта ГОСТ 34926-2013 «Железнодорожный подвижной состав и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта. Требования к составу, содержанию, оформлению, разработке, аттестации, верификации и валидации методик испытаний», разработчиком которого стал Казахстанский институт стандартизации. 17 марта 2023 года на площадке Ассоциации состоялся Семинар по вопросу внедрения данного стандарта. Также в текущем году ТК 40 осуществляет разработку стандартов по ремонту подвижного состава с продлением срока службы и на углонаправляющие плиты для рельсовых скреплений.

АО «НК «ҚТЖ» продолжит плодотворное сотрудничество с ОПЖТ на благо железнодорожной отрасли.