Автор: Ирина Жигмунд
Когда-то на студии Горького на складе кинокостюмов лежал целый ворох крахмальных воротничков разных фасонов и размеров. Я долгое время не могла поверить, что они сделаны из ткани - воротники были жесткими и упругими, как толстый картон.
Считается, что съемный воротник придумала в 1827 году в Нью-Йорке домохозяйка Ханна Монтегю, которая замучилась приводить в порядок сорочки мужа. В итоге, она отпорола воротник от рубашки, постирала и пришила обратно.
Супруг был настолько доволен результатом, что хвастался всем парням в округе и скоро все жены этого района подхватили новое изобретение. Первоначально съемные воротники были сделаны вручную и шились из хлопка или льна.
В чем удобство съемных воротничков, думаю, всем понятно. Во-первых, можно часто стирать и крахмалить воротник, который и изнашивается быстрее. Во-вторых, можно было к одной сорочке купить воротники разных форм, чем создавалась иллюзия обилия рубашек в гардеробе джентльмена.
К 1897 году было уже налажено массовое производство воротничков - двадцать пять изготовителей производили в общей сложности восемь миллионов дюжин воротников в год.
На самом деле, делать эти воротники было не сложно - нужны были только ткани, нитки и ножницы. Льняные воротники предлагались разных стилей и стали символом положения в обществе растущего класса конторских служащих (их так и прозвали "белые воротнички"). К рубежу веков почти каждый человек в Америке имел крахмальный съемный воротничок. Самыми популярными были: отложной на стойке (со сгибом), воротник - стойка, отложной, похожий на современный, и и фрачный (стойка с отвернутыми уголками).
Такие воротнички должны были быть жесткими. Однажды меня спросили, а было ли в мужской моде что-то очень неудобное для ношения. Так вот, это жесткие, съемные воротнички.
Сначала воротники крахмалили. Чаще с помощью гуммиарабика (твёрдая прозрачная масса, выделяемая различными видами акаций) - природного клея. Это делало воротники из хлопка и льна жесткими, как железо, и давало красивый блеск, как у пластика или целлулоида.
Но гладить их надо было специальными машинами, чтобы сохранилась выгнутая форма. И их отдавали, соответственно, в чистку в специальные цеха.
Был период, когда в продажу поступили дешевые бумажные воротники. Но они были не очень удобными и гибкими. И вот в 1870 году решили производить воротнички из целлулоида. Они были не дорогими, носились в пять раз дольше, чем бумажные воротники, легко чистились.
Были еще воротники - "Linene" - в них наклеивали (ламинировали) хлопок на тонкий, но жесткий картон. Хранили такие воротники в специальных коробках, чтобы сохранить форму.
Но и это не все. Для пристегивания воротника к сорочке пользовались специальными крючками, иначе было трудно воткнуть маленькую пуговку в жесткий, плотный воротник.
Съемные воротнички носили не только с белыми рубашками, но и с популярными цветными. Это были однотонные сорочки или в полоску. Цветные сорочки, как и рубашки в полоску, появились лишь в конце 19 века, как более дешевая и практичная альтернатива белым. Самые популярные цвета в мужских полосатых и гладкокрашенных рубашках в 1900 годах были светло-синий и темно-синий, красный, гелиотропный зеленый цвет (сине-фиолетовый), розовый и оливковый цвета. Цветные рекламы в журнале "Мужская одежда" и других журналах того времени изображают рубашки персиково, черного, сиреневого цветов и их комбинации с белым и черным цветом в полосатом варианте.
Со временем, воротники стали мягче, и мужчинам больше не надо с ними мучиться.
Это не конец истории, а своего рода вступление к следующей. Но без нее вы не поймете о чем в ней идет речь. Так что - продолжение следует!