Занятия шли полным ходом. Руководствуясь рекомендациями Инги, Максим вводил новый материал постепенно. Мальчикам очень тяжело давались упражнения на отзеркаливание. И если Марсель, Софийка, Дима и Василиса, не испытывали практически никаких сложностей, то Косте, Вадиму и Матвею эти задания стоили больших усилий. Случались истерики, слёзы, перерывы в репетициях, но ни один из ребят не отказался приходить на занятия.
Начали учить слова пьесы. Максим был поражён тем, что при огромной сложности в запоминании текста, Матвей однажды полностью проговорил реплики Эли, когда та внезапно сбилась во время репетиции.
- Они такие. Очень тяжело усваивают, но потом не забывают. - Подтвердила Инга.
Лишь Костя практически моментально запомнил свои слова, которых у него было совсем немного, но сохранял на всех занятиях вид спокойный и немного отрешенный.
- Не волнуйтесь. - Снова успокаивала молодёжь Инга. - Ему интересно. Иначе бы он не пришёл больше. Костя малоэмоционален, очень методичен и имеет огромный запас знаний. Его потенциал позволяет ему учиться в общеобразовательном классе, но там он не находит понимания у остальных ребят. На самом деле, не многие из современных молодых людей выдержат, когда им на протяжении нескольких часов рассказывают о клеточной с структуре растений или о происхождении Вселенной. А поддержать диалог Костя, к сожалению, не способен. Ему необходимо научиться сенсорному взаимному общению и построению хотя бы небольших диалогов. Я очень надеюсь на эту роль.
И, действительно, в моменты, когда Костя выдавал гостям Изумрудного города зелёные очки или инструктировал их по правилам поведения, взгляд его на мгновение менялся и становился более оживлённым и заинтересованным. Взрослые тихо радовались этим крохотным переменам в его восприятии.
Василиса, давно выучившая свои слова и веселую песенку, не отходила от Гордея. Пёс тоже привязался к новой маленькой подружке и охотно позволял ей зарываться руками в свою светлую волнистую шерсть.
- Что же мы будем делать, когда отыграем этот спектакль. - Сокрушалась Инга. - Неужели придётся задуматься о таком вот Тотошке? Кажется, пора разговаривать с Игорем.
- Знаете, возможно, это хорошая идея. - Откликнулась Юля. - Где бы мы ни были, Гордей всегда притягивает внимание детей. Вдруг, таким образом удастся расширить круг общения Вадима.
- Может быть. - Согласилась Инга. - Но Вася и собака... Мне надо подумать, выдержит ли наша семья такое сочетание.
Конечно, она лукавила. Максим уже понял, каких неимоверных усилий стоит родителям этих детей сохранять терпение и оптимизм. Ведь достаточно им опустить руки, и всё: в жизни ребёнка не останется никакой надежды на изменения к лучшему.
Ксения Львовна каждый раз привозила Софийку на занятия с другого конца города из дома, где пандус у подъезда подходил разве для... Да кто его знает, для чего он подходил. Она с трудом опускала коляску дочери на землю, потом тщательно укладывала её в небольшой старый автомобиль, доставшийся а наследство от ушедшего мужа, в зачёт не выплаченных алиментов, вновь собирала её у центра, и радовалась каждому новому достижению, каждой улыбке своего ребёнка.
Кристина, приёмная мама Марселя, шила костюмы. Элька с Юлей закупили всю необходимую ткань, и женщина старательно вымеряла и кроила сценические наряды.
Отец Матвея взялся контролировать изготовление выбранных декораций, эскиз которых Эля с Лёвой отвезли в мастерскую. Каждый делал, что мог в этом странном и пока ещё иллюзорном проекте, постепенно становящемся реальностью...
- Я не буду играть. - Вадим в очередной раз ушёл за кулисы. - У меня ничего не получится.
Эти срывы в последние дни прогонов наблюдались у мальчика постоянно. Даже Василисе уже не удавалось уговорить брата. Инга только разводила руками.
Недавно Вадим переболел вирусной инфекцией, которую принесла из детского сада младшая сестра. И, как любая болезнь, это снова вызвало откат. Всё, чего достигли на репетициях с огромным трудом, словно растворилось в воздухе.
На смену резким движениям заржавевшего Дровосека пришли вялые хаотичные жесты. Вадим нервничал, часто прятался за кулисами и вытащить его оттуда не было никакой возможности.
В один из таких моментов, к лежащему на сценических матах мальчику тихо приблизился Гордей. Лёг рядом и принялся один за другим вылизывать пальцы безвольно лежащей на полу руки. Вадим, равнодушно смотревший в потолок, повернул голову. Гордей тут же потянулся носом к его волосам и щекотно засопел в ухо. Мальчик протянул руку и положил её на теплый собачий бок. Перебирая пальцами шерсть, перекатился на бок. Гордей неожиданно встал. Вадик сел и вопросительно посмотрел на собаку. Пёс несколько раз чувствительно толкнул его мордой, словно приглашая встать. Увидев, что маленький человек не двинулся с места, снова сел рядом и принялся облизывать щёку и ухо. Мальчик мотнул головой, и вдруг его будто осенило. Вадим сделал привычный жест одной рукой, затем второй, поднялся на ноги...
Когда он на негнущихся ногах вышел из-за кулис, Инга вздрогнула. Но сын уверенно воспроизводил движения, мышечная память не подвела. Железный Дровосек вернулся на сцену. Рядом, помахивая хвостом, двигался Гордей. Ему хотелось играть. Привыкший к весёлой возне с Марселем и Василисой, пёс не мог понять, почему человек просто идёт.
- Гордей, ко мне. - Тихо позвала Эля, и пёс послушно лёг у её ног. Привычка беспрекословно слушаться юную хозяйку сформировалась у него с детства.
- Постоянно, постепенно, последовательно, Элька-карамелька. - Говорил ей папа. - Если хочешь, чтобы выросла хорошая собака.
И Эля никогда не забывала это правило. Постепенно приучала маленького щенка к новым людям и местам, учила слышать и слушаться. Со щенячьего возраста собаку брали с собой в поездки и на мероприятия. Гордей прекрасно вёл себя в машине, никогда не лаял, и был полностью ориентирован на человека.
* * * * *
- Простите!
Максим уже отпустил ребят. Они с Юлей задержались, чтобы решить некоторые моменты предстоящей премьеры. Отношения между молодыми людьми постепенно развивались, и Сафонов чаще и чаще провожал девушку после занятий.
Они повернули головы. У входа в зал стояла невысокая хрупкая женщина, нервно теребя в руках ремешок сумки.
- Здесь театральная студия для особенных детей? Я слышала, что вы занимаетесь бесплатно.
- Добрый день. - Мягко ответила Юля. - Мы, действительно, занимаемся бесплатно, но у нас нет никакой театральной студии. Просто ставим спектакль со своими подопечными.
- Как же так? А я так надеялась...
Женщина опустилась на стул и вдруг заплакала.
- Что с вами? - Максим торопливо вытащил из коробки непочатую бутылку воды и протянул женщине. Они всегда держали в запасе питьевую воду и дежурный перекус для юных артистов. - Вот возьмите.
Она попыталась открутить крышку, но пальцы не слушались, и тогда Максим сделал это сам.
- Я не знаю, как быть. - Призналась женщина. - Совсем растерялась.
- У вас что-то произошло? - Юля спешила, но уйти так просто было нельзя. Ничего, на работе поймут. Непредвиденные обстоятельства - не редкость в их сфере деятельности.
- У меня их четверо, четверо детей...
Она ничего не сказала про мужа, и Максим с Юлей понимающе переглянулись. Чаще всего, когда в семье случается беда, первыми не выдерживают мужчины.
- Этому есть много объяснений. - Говорила им Инга. - Лишь около десяти процентов таких детей воспитываются в полных семьях. Часто мужчинам важна внешняя успешность, здоровое потомство, которым можно гордиться. Такой ребёнок - пятно на их репутации. Иногда матери виноваты сами. Растворяясь в ребёнке с особенностями, возводят эту заботу в культ. Мужчине нет места в её жизни, в своей семье. Часто звучат обвинения в материальной несостоятельности. А некоторые просто трусят, не готовы жертвовать комфортом. Поэтому в основном среди родителей наших детей одни матери.
- Маша. Она у меня третья. Ей долго не могли поставить диагноз. Я боролась за инклюзию, водила дочь в обычный садик, школу. Но везде дочку или не замечали или обижали. Она была гиперактивным и одновременно очень робким ребёнком. Совсем не умела постоять за себя. А её очень тянуло к другим детям.
- Вы пробовали водить Машу на какие-нибудь занятия?
- Конечно. Но нас никуда не хотели брать. Везде говорили, что заниматься с этими детьми бесполезно,что они делают только то, что хотят сами. Сейчас Маше тринадцать. И из всех занятий за плечами только музыкальная школа, в которой мы не доучились. В шесть лет я отдала дочь в музыкальную школу по классу флейты. Мне казалось, что раз ей трудно себя выразить словами, пусть выражает через музыку. Может, так у нее получится. Но педагог не хотела заниматься с таким ребёнком, и за два года мы почти ничего не достигли. Потом у Маши появился чудесный учитель, но в один прекрасный момент музыкальная школа для нас закончилась – дочь завалила письменный экзамен. Устно она могла сдать, а письменно нет.
- Так что же всё-таки произошло? Я имею в виду, сейчас.
- Сейчас Машу активно не принимают старшие дети. Стесняются её. Просят закрывать дома. Муж ушёл четыре года назад. Не выдержал. Они обвиняют в этом девочку. Только младший сын, он пока не отталкивает сестру. А я просто не знаю, как быть.
Юля и Максим молчали.
- Я думала, если дочка начнёт заниматься здесь, если выйдет на сцену, то, может быть, старшие дети поймут, что не только у нас такая беда, и что есть люди, которые не стесняются своих родных...
Она бессильно опустила руки. Максим напряжённо думал, взвешивая "за" и "против", и наконец решил.
- Приведите девочку на следующее занятие. Я посмотрю. Но, поймите, обещать ничего не смогу. Дети занимаются несколько месяцев, у нас на носу премьера.
- Я понимаю! Конечно же! - Женщина вскочила. - Спасибо вам! Вы только не отталкивайте её, она сможет, она обязательно раскроется.
- Макс, это огромный риск. - Юля смотрела с тревогой. - Один такой ребёнок может поставить под угрозу весь проект.
- Я знаю, Юля, всё понимаю. Но и ты пойми, если везде получать отказ, если нет никого, кто хоть на минуту поверит в тебя, как жить? Я найду для этой девочки какую-нибудь крохотную роль. Главное, не травмировать остальных ребят.
- Собственно об этом я и говорю. - Подтвердила Юля. - Ты сам знаешь, что такое благие намерения.
- Знаю, Юлечка, я всё понимаю. Но мне почему-то кажется, что всё будет хорошо...
Продолжение следует... часть 7
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
--------------------------------------------------------------------------------------НАЧАЛО ИСТОРИИ