Найти тему
Йошкин Дом

Сцена для невидимки (ч.5)

Фото из свободного доступа сети Интернет
Фото из свободного доступа сети Интернет

Предыдущая часть 4

Диму уговорил конечно же Марсель, о чём, очень довольный, и сообщил Эле. 

На первое занятие ребята явились в полном составе. 

- Что будем делать сегодня?

Они стояли у сцены и смотрели на Максима. 

- Играть. - Сообщил Сафонов. - Прежде, чем начать играть в театре, нам следует научиться играть в театр. Давайте познакомимся со сценой. 

Ксения Львовна и Инга помогли подняться Диме и Софийке. 

- Хорошо, что у вас везде пандусы. - Шепнула Ксения Львовна. - Мы во многие места не можем попасть из-за их отсутствия. 

- Ну, мы ещё и поэтому согласились предоставить помещение. - Кивнула Инга. - У нас, к счастью, есть возможность принимать на терапию маломобильных ребят.

Дети остановились в середине сцены. 

- Здравствуй, сцена. - Максим подошёл к кулисам. - Кто знает, что это?

- Это кулисы. - Дима подъехал к полотнам. - Оттуда артисты выходят.

- Правильно. - Похвалил Максим. - А ещё это одежда сцены. И ваше укрытие. Если вам страшно, плохо, вы устали, можно уйти за кулисы, побыть одному или с кем-то. 

- Как "чур, я в домике"? - С интересом спросила маленькая Василиса. - Мы так с Вадиком дома играли. 

- Да, Вась, как "чур, я в домике". Но из домика обязательно надо выходить. Попробуем? Кто сможет выйти и поздороваться со сценой?

- Я могу. - Тут же вызвался Марсель.

Он торжественно шагнул на середину сцены и провозгласил. 

- Здравствуй, сцена! Здравствуйте, уважаемая публика! Мы начинаем наш спектакль!

- Молодец, Марсель. Спасибо.

Василиса обезьянкой почти точь в точь повторила его действия. Сафонов похвалил и девочку. Дима, выехав на середину сцены, поздоровался хмуро и неохотно, но тоже удостоился похвалы. 

А дальше вышла заминка. Никто из оставшихся ребят не решался покинуть безопасный уют кулис.

- Я не хочу. - Вадим серьёзно смотрел на Максима. - Не хочу туда идти. Мне нравится здесь.

Сафонов уже подбирал слова, чтобы убедить мальчика, но его опередила Василиса.

- Вадик, пойдём вместе.

Она привычно взяла брата за руку, и Вадим послушно пошёл за сестрёнкой. 

- Говори: здравствуй, сцена! - Важно велела Василиса. 

Мальчик повторил и торопливо скрылся за кулисами. 

- Я могу и Косте помочь. - Шустрая малышка подскочила к подростку, но тот не тронулся с места. 

Матвей, встав на четвереньки, вышел на середину. Зарычал и тем же способом удалился обратно. 

- Я поздоровался, как тигр. - Сообщил он. - На их языке. 

- Ты молодец, Матвей. Ты всё сделал правильно! - Похвалил мальчика Сафонов. 

- Софийка. - Шепнула девочке Эля. - А ты? Почему не хочешь выезжать?

- Я боюсь. - Речь девочки, как всегда в минуты особого волнения стала более неразборчивой. - Вдруг все будут смеяться? Тогда меня прогонят, да?

- Ты что? - Эля взяла её руки в свои. - Никто не будет смеяться. А если и будут, то только потому, что так положено в сказке, а не над тобой. Выйдем вместе?

- Да. - Девочка повеселела.

- Здравствуй, сцена! - Эля обвела рукой пространство вокруг себя. - Знакомься, это Софийка. Помоги ей, пожалуйста, не бояться.

- Здравствуй, сцена. - Робко повторила девочка и улыбнулась. 

- Не страшно больше? 

Эля держала Софийку за руку, как совсем недавно маленькая Вася держала брата.

- Не страшно.

- Костя, пойдешь? - Сафонов подошёл к мальчику. - Посмотри, если не получается самому, можно выйти с кем-то. 

- Сцена - неодушевлённый предмет. Отвечает на вопрос "что".- Речь мальчика звучала спокойно и ровно. - Это нерационально, здороваться с неодушевлёнными предметами. 

Костя смотрел прямо перед собой.

- Вот именно. - Всё так же хмуро подтвердил Дима. - Что вы с нами, как с малышами?

- Вовсе нет. - Не обиделся Сафонов. - Я сейчас делаю точно так, как делал наш учитель. А мы уж точно не были детьми. Это просто урок, упражнение, игра. В игре и сказке ведь бывают неодушевлённые предметы. Так давайте просто поиграем.

Они разыграли ещё несколько простых сюжетов. Что-то получалось, что-то нет, но молодой режиссёр не сдавался. Только когда Матвей вдруг, закричав, начал убегать за кулисы, колотить кулаками по полу сцены, Инга прервала занятие. 

- Он устал. Они все сегодня устали. Давайте закончим занятие, Максим.

После того, как ребята разошлись, Сафонов огорчённо посмотрел на Ингу. 

- Я что-то сделал не так?

- Вы прекрасно занимались с ними. Просто эти дети, они другие. Им необходимо постепенное и дозированное введение в новую среду, минимум визуальных и звуковых стимулов. У них быстрая истощаемость по сравнению с другими ребятами. Даже такие дети, как Софийка, более выносливы сенсорно и способны к занятиям. А они, нет.

- Я понял. Значит, изменю немного планы. Но, Инга, это сложнее, чем я думал. И дольше. Намного дольше.

- Я предупреждала. - Инга кивнула. - Вам придётся каждое занятие повторять пройденное, чтобы дети привыкли и чувствовали себя спокойно. Упорядоченность - это то, что им жизненно необходимо. Но ваши уроки - и то, что может дать мощный толчок их развитию. Не отказывайтесь от них.

- Я и не думал. - Успокоил Максим. 

Он говорил неправду. На самом деле мысль отказаться была. Когда он только познакомился с Элей, увидел Софийку и Марселя, то решил, что все проблемы детей никак не помешают их общему замыслу. Тем более, что Юля всё организовала, действительно, профессионально. Но столкнувшись с воспитанниками центра, Сафонов растерял добрую половину уверенности в успешности проекта. Максим хотел было отказаться, но Николай Смирнов предложил достойный аванс, а это позволяло молодому актёру держаться на плаву в его не слишком простой финансовой ситуации.

Был и ещё один повод продолжать работу в проекте. Максиму очень нравилась Юля. Он ещё не встречал такой доброй интеллигентной девушки. Её искреннее желание помогать, умение ладить с людьми и животными и неистощимый оптимизм, восхищали Сафонова. Он понимал, что, оставив этих ребят, навсегда потеряет шанс сблизиться с Юлей.

К тому же, ему самому было стыдно от собственного малодушия. Выросший без отца, Максим привык с детства нести ответственность за себя и за часто болеющую маму. Когда занимавшийся в театральном кружке сын решил быть актёром, женщина не стала мешать. Её мальчик заслужил исполнения мечты, хотя для этого ему пришлось покинуть их маленький провинциальный городок. Максим волновался за мать, отправлял деньги, и мечтал однажды забрать её к себе. 

- Я и не думал. - Повторил он. - Мы справимся.

* * * * *

- Эль, обиделась на меня? - Никита вопросительно смотрел на девочку.

- Нет. 

Они сидели в кафе. Одноклассник позвонил сам, хотя, не сделай этого он, Эля всё равно бы написала ему. Никита вот уже несколько лет учился в художественной студии. Именно его девочка собиралась попросить помочь с эскизами. Они дружили давно, и лишь в последнее время между друзьями детства началось недопонимание. Но Эля надеялась дать этой дружбе ещё один шанс.

- Я не хотел тебя обидеть. - Признался Никита. - Просто... Все тусуются со своими девушками, а моя интересуется, кем угодно, только не мной.

- Твоя?

- А разве нет? 

- Никит, я всегда думала, что мы просто дружим. И сейчас, как друга, хотела попросить тебя о помощи. Сможешь нарисовать эскиз декораций?

Никита поморщился, но сдержался.

- Опять для этой девчонки? Что за эскиз?

Эля принялась объяснять. Парень хмурился всё больше и больше.

- Ну и что это будет? Непонятно в каких цветах, минимум деталей, отсутствие смысловых акцентов. Примитив! Эль, да такой эскиз тебе любой первоклашка накалякает. А я даже браться не стану. Смысл рисовать для дебилов, которые ничего не понимают?

- Хорошо. Рисуй для гениев! Возможно, они оценят. Я действительно думала, что ты хоть что-то понял, а ты... Зачем ты так? Они люди, такие же, как ты и я. Ну, видят не так, воспринимают иначе, но это не их вина, это их беда. 

- Я не должен их понимать. - Никита тоже вспылил. - И я думал, что тебе это скоро надоест. Но, похоже, здорово ошибся. Если тебя тянет к таким, значит, у тебя самой что-то не в порядке!

Эля встала. Хотелось плакать. Почему её друг стал таким жестоким? Она никого не заставляет думать так же, как она сама, но откуда в нём столько ненависти?

- Не звони мне больше, Никита. Никогда. Спасибо, что пригласил.

Она положила купюру на стол и быстро вышла из заведения.

На следующий день в школе они вели себя так, словно не знают друг друга. А ещё через несколько дней к Эле неожиданно подошла девочка. 

- Привет! Ты же Эля, верно?

- Ну, да. 

Элька конечно не раз видела свою неожиданную собеседницу, но знакома с ней не была. Девочка училась в другой параллели, и пересекались он иногда лишь в коридорах школы.

- Я - Вика. Мой брат Лёва занимается в одной студии с Никитой Пановым.

Эля нахмурилась. Начало разговора не сулило ничего хорошего, но девочка неожиданно предложила. 

- Хочешь, Лёва поможет с эскизами? Только скажи, что нужно. 

- А ты откуда про это знаешь? - Удивилась Эля.

- От брата. - Объяснила Вика. - Этот Никита на занятии студии целую речь толкнул про примитивное восприятие искусства. Короче, рассказал про тебя.

- А твой брат, что? Почему он решил мне помочь?

- Понимаешь. - Вика посмотрела в сторону. - У нас родственник один, он тоже учится в специальной школе, и вообще. Короче, мы с Лёвой знаем, каково это. Так что, нужна помощь?

- Очень нужна! Спасибо тебе, Вика!

- Мне за что? У тебя сегодня сколько уроков?

- Шесть. 

- И у меня тоже. Тогда давай после уроков встретимся внизу. Я позвоню Лёве. Он подойдёт, и ты расскажешь, что нужно. Договорились?

- Договорились. Ой, звонок. - Эля махнула Вике рукой и поспешила в класс.

Никита не повернул головы в её сторону. И пусть. Хотел сделать её идею посмешищем, а получилось, что невольно помог. Эля отвернулась и открыла учебник.

Лёва оказался крупным добродушным парнем. Выслушал Элю. Задал несколько уточняющих вопросов.

- В целом я понял. Сделаю несколько вариантов и пришлю тебе на мэйл. А на Панова не обращай внимания. Такие люди никогда ничего не поймут. Ничего и никогда. 

* * * * *

- Как дела, дочь? - Николай присел рядом с Элей, коснулся губами светлых, как у Лены волос. Красивые у него девчонки.

- Хорошо, папа. Спасибо, что перевёл Максиму деньги. Он столько времени тратит на нас, что, наверное, ничего больше не успевает. 

- Мне кажется, или ты что-то хотела спросить?

- Пап, как ты понял, что хочешь помогать людям?

- Не знаю. Наверное, всегда хотел. Твои бабушка и дедушка учили меня, что надо помогать, если можешь. Просто такая возможность появилась не сразу. Ну, а когда появилась, я ей просто воспользовался. 

- И ты никогда не испытывал сожаления, что тратишь деньги и время? Не считал, что эти люди не достойны твоего внимания?

- Нет, Эля, не испытывал и не считал.  И до сих пор не считаю. 

- Пап, мы с Никитой поссорились. Теперь уже навсегда.

- Но Никита никогда не разделял твоих взглядов, хотя вы и дружили с ним с детства.

- Всё равно раньше он не был таким. Ведь я специально попросила его о помощи. Надеялась, что если он что-то сделает для этих ребят, то будет относиться к ним иначе. А он поступил подло. Дело даже не в том, что отказался, а как отказался.

- Не расстраивайся, Элька-карамелька. Иногда мы грустим из-за того, что из нашей жизни пропадают некоторые люди, но потом выясняется, что судьба убирает их не просто так. Потом оказывается, что освободившееся место занимает кто-то более достойный. Вот и сейчас, я не хочу, чтобы ты переживала. Расскажи лучше, как проходят ваши репетиции, как ведёт себя Гордей?

- Ты специально спросил про Гордея? Ты хитрый, пап. Знаешь ведь, что я буду его хвалить. Вот кто никогда не разочарует и не предаст. Представляешь, ребята уже совсем не боятся его. А Василиса такая смешная! Маленькая по сравнению с ним, но смелая. Мне кажется, Марсель даже ревнует Гордея к ней. В прошлый раз...

Смирнов смотрел на оживлённое лицо дочери и думал, что если счастье этих детей делает счастливым его собственного ребёнка, значит всё, к чему он так долго шёл, было не зря.

Продолжение следует... часть 6

(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)

--------------------------------------------------------------------------------------НАЧАЛО ИСТОРИИ