Найти тему
Smooth & Quiet art

Символизм: осмысленный подход к поэзии и живописи рубежа веков

Гюстав Моро, "Фракийская девушка, несущая голову Орфея" 1864г. (Фото из интернета)
Гюстав Моро, "Фракийская девушка, несущая голову Орфея" 1864г. (Фото из интернета)

В 1886 году греческий писатель и искусствовед Жан Мореас опубликовал манифест о символизме. Описанный Мореасом как "настоящее стремление творческого духа в искусстве", символизм был вызван интересом к духовности, материализовавшись как движение, которое предпочитало субъективность реализму.

В то время как популярность символизма пошла на убыль в начале 20-го века, его влияние было продолжительным, затрагивая последующие движения и вдохновляя художников долгие годы.

ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛИЗМ?

Пьер Пюви де Шаванн "Ангелы" (Фото из интернета)
Пьер Пюви де Шаванн "Ангелы" (Фото из интернета)

Символизм был культурным движением, возникшим в середине 19 века. Сначала в литературе, а затем и в живописи символизм возник вслед за двумя основными литературными и художественными жанрами: романтизмом (1800-1850-е годы) и реализмом (1840-е-1880-е годы). В то время как символисты одобряли мистический акцент романтизма на повышенных эмоциях, они отвергали реалистический акцент повседневности.

Подняв этот подход на новый уровень, символисты стратегически создавали произведения, содержание которых (написанное или нарисованное) служило символами глубоких идей, а не средством воспроизведения реальности. "Каждое проявление искусства сталкивается с фатальным обеднением и истощением, — писал Мореас в своем символистском манифесте, — затем следуют копии копий, подражания подражаниям; то, что было новым и спонтанным, становится клише и обыденностью". Он считал, что передача снов и использование подсознания возродят искусство и вдохнут новую жизнь в искусство, лишенное воображения.

СИМВОЛИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Одилон Редон, "Рождение Венеры", 1912г. (Фото из интернета)
Одилон Редон, "Рождение Венеры", 1912г. (Фото из интернета)

Когда Мореас опубликовал "Символизм" во французской газете "Фигаро" 18 сентября 1886 года, он стремился сделать символизм заметным движением. Для этого он официально принял термин "символизм" в качестве названия движения, отметив, что "название может остаться". Он также обсудил ценности зарождающегося жанра, в том числе акцент на чистоте, бунт против "образования, декламации, неправильных чувств, объективного описания" и неодобрение декадентского движения, современного жанра, характеризующегося чрезмерным легкомыслием.

Помимо более абстрактных качеств символизма, в манифесте также изложены его технические особенности. По словам Мореаса, символистская поэзия включает в себя "ниспадающие волны", "таинственные эллипсы", "заумную текучесть рифмы" и другие письменные приемы, излюбленные поэтами, заинтересованными в "свободном пуске свирепых стрел языка". Эти символистские элементы особенно очевидны в поэзии Шарля Бодлера, сложных произведениях Стефана Малларме и "поэтическом искусстве" Поля Верлена.

Помимо поэзии, писатели-символисты также писали прозу, которую они публиковали в периодических изданиях, таких как "Фигаро", и литературных журналах, в том числе "Ле Плюм".

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Густав Климт, "Портрет Адели Блохбауэр", 1901 г. (Фото из интернета)
Густав Климт, "Портрет Адели Блохбауэр", 1901 г. (Фото из интернета)

В отличие от писателей, художники-символисты не были объединены единой эстетикой или стилем. Их работы, скорее, характеризуются общим интересом к наполнению своих картин и рисунков личными отсылками и дискретными, часто двусмысленными метафорами. Обычно их работа затрагивала темы эротики, романтики, болезненности и оккультизма.

Гюстав Моро и Пьер Пюви де Шаванн, например, предпочитали мечтательные сюжеты, уходящие корнями в мифологические сказки и библейские истории; Густав Климт предпочитал рисовать неземные портреты женщин и сюрреалистические аллегории; Эдвард Мунк преуспел в темных и унылых картинах и гравюрах; Одилон Редон исследовал все, от плавающих цветочных этюдов до антропоморфных пауков, изображенных в том, что он считал самым духовным оттенком: черном.

"Черный — самый важный цвет, — сказал Редон. — Он передает саму жизненную силу существа, его энергию, его ум, что-то от его души, отражение его чувствительности. Черный надо уважать. Ничто не проституирует его. Он не радует глаз и не пробуждает чувственности. Он агент ума и гораздо большее, чем самый красивый цвет палитры или призмы".

ВЛИЯНИЕ

Альфонс Мария Муха, "Задумчивость" (Фото из интернета)
Альфонс Мария Муха, "Задумчивость" (Фото из интернета)

Символизм оставался распространенным движением во Франции, России и Бельгии на рубеже веков. К 1910 году, однако, он потерял известность, но не без того, чтобы оставить после себя основательное наследие. Последующие писатели десятилетиями искали вдохновения у поэтов-символистов. В частности, как заметил писатель Уоллес Фоули, "начиная с богатого периода символизма... . Французская поэзия была одержима идеей чистоты" — концепцией, выдвинутой поэтами-символистами. Однако не только коллеги-писатели обращались к произведениям символистов. Композиторы также ссылались на определенные стихотворения в качестве вдохновения, особенно знаменитым примером служит "Лунный свет" Клода Дебюсси (произведение, основанное на стихотворении Поля Верлена).

Художники-модернисты также тяготели к символизму. Альфонс Муха адаптировал метафоры и мечтательные образы движения для создания завораживающих картин и гравюр. Les Nabis, любящая цвет, культовая группа постимпрессионистов, также наполняла свои картины символами, в то время как сюрреалисты, направляя внимание символистов на воображение, полагались на подсознание как на источник творчества.

"Воображаемое, — сказал один из основоположнтков сюрреализма Андре Бретон, — это то, что стремится стать реальным".