В первой и второй части серии статей про историю Китая в XX веке мы рассказали о становлении коммунистической партии Китая вплоть до завершения «Великого похода» в 1935 году. В этой статье мы узнаем, как коммунисты пришли к власти в стране и почему в 1950-х годах наступило похолодание в советско-китайских отношениях.
Общая угроза
В 1930-х годах как для «Гоминьдана», так и для коммунистов, общим врагом была Японская империя. Потомки самураев захватывали одну провинцию Китая за другой, в то время как Чан Кайши тратил деньги на войну с коммунистами. Получалось, что страна обескровливалась в угоду внешнему врагу. Это почувствовал народ и сменил милость на гнев в отношении правящей партии «Гоминьдана». В такой обстановке войска последней за кулисами договаривались с коммунистами о перевороте и свержении Чан Кайши.
Это в итоге и произошло, когда маршал Чжан Сюэлян взял под стражу Чан Кайши. Удивительным образом это было не на руку ни СССР, ни коммунистам, а… как раз японцам. Страна без лидера скорее бы пала под натиском дисциплинированной армии Страны восходящего солнца. Поэтому один из лидеров КПК Чжоу Эньлай отправился на переговоры по освобождению незадачливого главаря «Гоминьдана». Таким образом в 1937 году был создан объединенный фронт - КПК и «Гоминьдан» теперь снова работали вместе.
Коммунисты переместили свою штаб-квартиру в Яньань - город, впоследствии называемый «родиной Революции». Там они стали наводить порядок, которого в стране в тот период вовсе не было. Гоминьдановский режим был заинтересован только в разворовывании ресурсов, а на службе у них были и вовсе бандиты. Коммунисты стали устанавливать другие порядки - их армия являла собой пример железной дисциплины, которая была выкована в Великом походе. У крестьян ничего не забиралось просто так, за услуги и товары следовала плата. А вот за грабеж было суровое наказание - расстрел. Сами коммунисты также помогали крестьянам по хозяйству и всячески решали их проблемы.
И, хотя в эпоху войны с Японией страной фактически правило две партии, коммунисты постепенно получали все большую поддержку у народа.
Мао в Яньане
Война с японцами длилась долгие 8 лет, вплоть до 1945 года, когда Токио официально сдался после удара атомной бомбой по Хиросиме и Нагасаки. За эти годы армия «Гоминьдана» показала полную некомпетентность, транжиря выделяемые ей союзниками - в первую очередь, Америкой - оружие и снаряжение, в то время как коммунисты завоевали любовь почти всего деревенского населения страны. Солдаты Мао Цзедуна показывали выдержку, дисциплинированность и рассчитывали только на себя, так как западные союзники и даже СССР поставок им не делали.
Сам Мао Цзедун в то время в войне не участвовал, а занимался устройством собственной партии в Яньане. Он понимал, что нужно опираться именно на крестьянский класс, которого в стране было 80% населения. Мао Цзедун и сам происходил из крестьян, и это наглядно показывает описание лидера коммунистов американцем Эдгаром Сноу. В 1937 году он прибыл в Яньань, чтобы взять интервью у Мао и был поражен той непосредственностью, с которой последний снял штаны и начал выискивать в них блох. Уничтожая насекомых, он продолжал давать интервью. Такова была крестьянская жизнь в Китае того времени, и непосредственность в решении бытовых проблем и склонила в конце концов народ на сторону коммунизма.
В противовес им, «Гоминьдан» опирался на малочисленный городской класс, который во время войны с Японией был по большей части уничтожен. Кроме того, в партии процветала коррупция и хаос, разнообразные аферисты пытались тянуть одеяло на себя. До страны им не было дела. И, если мы взглянем на соотношение сил и поддержки партий с точки зрения математики, то уже в начале 1940-х годов исход противостояния был предрешен - большая часть страны была на стороне Мао Цзедуна.
Будучи частью международной организации Коминтерна, Мао должен был посылать свои теоретические изыскания в Москву на согласование. И многое в его трудах не сочеталось с официальной линией партии. Самым главным положением, которое не принималось в Москве, было отношение к буржуазии. Для марксистов международных это был главный враг, но в Китае буржуазия играла немного другую роль, и Мао был готов идти с ней на сотрудничество. В сущности, правящий «Гоминьдан» также представлял собой буржуазию, а с ними КПК и сотрудничала в войне с Японией. Несмотря на это, первые семена раздора между СССР и Китаем все же были посеяны, но их плоды созреют только через 20 лет.
Коммунисты побеждают
После победы на Японией Китай был разделен территориально: КПК контролировала сельские районы на севере, а «Гоминьдан» - все остальное. Кроме того, он имел военные базы в некоторых крупных городах севера. Несмотря на большую поддержку населением Китая коммунистов, в 1946 году, когда началась новая гражданская война с режимом Чан Кайши, перевес все-таки был на стороне последних. Поддержку Чан Кайши оказывали американцы. Они пичкали режим оружием и деньгами, надеясь манипулировать китайской политикой из-за кулис.
У «Гоминьдана» было превосходство в живой силе, а также большое количество бронетехники, авиации и артиллерии. У коммунистов техники не было. В такой ситуации Мао Цзедуну оставалось сделать упор на партизанскую тактику, которая уже была успешной в первые годы гражданской войны. Солдаты НОАК (народно-освободительной армии Китая) просто растворились на просторах Севера и стали изматывать армию противника. Уже в 1947 году наметился перелом в противостоянии - гоминьданцы сдавались в плен и бросали дорогостоящую американскую технику. Несмотря на современное вооружение, воевать они не умели, а поддержка народа была не на их стороне.
Вскоре армия Чан Кайши потратила все ресурсы, а коммунисты, почерпнув свежие резервы из деревень, перешли в контрнаступление. В середине 1948 года армия гоминьданцев была почти разгромлена. Сам Чан Кайши сдаваться не хотел. Он решил разыграть дипломатическую карту и сыграть на нелюбви к коммунистам со стороны Запада и в первую очередь США. Мао Цзедун, в свою очередь, выдвинул настоящий ультиматум, намереваясь взять полный контроль над страной. Его войска стремительно захватывали подконтрольные «Гоминьдану» города - Нанкин, Ухань, Шанхай - поэтому Чан Кайши решил бежать на побережье, в Гуанчжоу, причем со всеми деньгами партии. 200 миллионов долларов были переправлены на Тайвань, из-за чего казна партии опустела. Те, кто остались на местах на материковом Китае, просто перестали получать жалование, а вся экономика рухнула.
У Чан Кайши была последняя надежда дать коммунистам бой, окопавшись в Гуанчжоу и Гуанси. Тут бы на помощь и пришли американцы, имея возможность перебрасывать оружие и танки на кораблях - в то время в Тайванском заливе стоял крупнейший Седьмой флот США. Кроме того, недалеко в Гонконге, бывшем тогда британским, стояли английский флот и войска. У Чан Кайши были большие шансы на успех. Однако в результате сумятицы и хаоса, ставшего нормой для «Гоминьдана», последний бой не удался, и остатки партии во главе с самим Чан Кайши спешно ретировались на Тайвань. Там он и его последователи уже оказались под защитой грозного флота США, а противостояние Тайваня и материкового Китая продолжается и поныне.
Раскол Китая и СССР
После победы в гражданской войне в 1949 году Китайская народная республика сразу заявила о себе как о грозной геополитической силе. Если раньше коммунистические страны представлял в первую очередь СССР, то теперь к ним присоединился и огромный Китай. Вместе они представляли уже серьезную силу, да и масштабы этих стран заставляли Запад считаться с коммунистами как с серьезным соперником.
Однако внутри самой организации коммунистических стран существовала иерархия. И Китай с точки зрения партийного руководства в Москве должен был подчиниться диктату СССР. По крайней мере, этого желал Сталин. Сам Мао Цзедун не желал, чтобы огромный Китай оказался в подчиненном положении, а был в позиции независимости. С другой стороны, назревала Корейская война, в которой Китаю нужна была помощь СССР. Принимая во внимание все еще относительную неразвитость своей страны в вопросах войны и промышленности, Мао все-таки пришлось подчиниться Сталину. Китай в 1950-х годах был на вторых ролях в коммунистическом мире.
В 1953 году после смерти Сталина все изменилось. У власти встал Хрущев, которого Мао Цзедун уже не воспринимал всерьез. Баланс сил постепенно поменялся - если раньше Москва забирала из Китая продовольствие, расплачиваясь оружием для Великой отечественной, то теперь уже Хрущев посылал в Поднебесную специалистов для развития промышленности.
Большую роль в китайско-советских отношениях сыграло и низложение Сталина Хрущевым, когда был развенчан культ личности советского лидера. Для Мао Цзедуна это был удар по коммунизму как идеологии, а дальнейшие действия Хрущева также выставляли его не в лучшем свете. Он искал сотрудничества с Западом и стремился к разрядке отношений. Начались встречи с западными лидерами и период «оттепели». В Китае же, наоборот, вовсю набирала обороты идеология борьбы с капитализмом. Две страны шли в противоположных идейных направленностях.
Мао говорил: «Внимание Хрущева к материальному благосостоянию народа приводит к тому, что люди начинают идеологически разлагаться и предавать идеалы революции». Последней каплей стал визит Хрущева в США в 1959 году. Это случилось накануне 10-летней годовщины образования КНР. Братания с американскими империалистами китайцы восприняли как плевок в свою сторону. Хрущев потерял для Мао всякий авторитет. После 1960-го года КНР и СССР пошли разными путями.
В следующей статье мы узнаем, как из колонии Китай превратился в экономического гиганта. И почему для этого нужно было преодолеть наследие Мао Цзедуна.
***
Если вам понравилась статья, вы можете поставить отметку «нравится». Если есть с чем поспорить, пишите в комментарии - мне интересно альтернативное мнение. Также вы можете подписаться на канал. Я пишу материалы о науке, истории и психологии.