В первой части статьи о становлении современного Китая мы отмечали роль советских руководителей в первой гражданской войне Срединного государства в XX веке. Сделав ставку на «Гоминьдан», лидеры которого не были настоящими коммунистами, Сталин и Троцкий просчитались. Чан Кайши предал Советский Союз и переметнулся на сторону Запада. В 1927 году коммунисты оказались почти полностью разгромлены и попрятались по деревням. Как же им удалось выжить и возродиться к началу 1930-х годов? Огромную роль сыграла фигура молодого Мао Цзедуна.
Как появились коммунисты в Китае
Коммунистическая партия возникла в Китае еще в 1921 году. Идейные корни зародились в Пекине в университете Бейде. В то время университет стал плавильным котлом для нарождавшейся идеологии будущего Китая. Именно студенты этого университета начали «Движение 4 мая» 1919 года, направленное против империализма. Молодые китайцы были вдохновлены на изменение страны под влиянием различных западных социальных движений - тот же самый процесс в XIX веке как раз проходил в нашей стране.
После того, как интеллектуалы Бейде перебрали варианты государственного устройства западных стран - от США до Германии - они пришли к тому, что в нищем и отсталом Китае, где большая часть населения была крестьянами, они работать не будут. А вот марксизм, победивший в России, был в самый раз. Тогда родившейся КПК руководил Чэнь Дусю, а поставлял ему материалы по марксизму сотрудник «Дальневосточного комитета» из СССР - особого бюро по распространению коммунизма на восток. Еще до официального сотрудничества советских властей с «Гоминьданом», китайские и русские коммунисты уже были хорошо знакомы. Григорий Войтинский вместе с чемоданом трудов Маркса, Ленина и Троцкого поехал в 1920-м году просвещать Чэнь Дусю.
Несмотря на всю советскую поддержку, влияние партии на политические события было мизерным. Для примера, в 1925 году она насчитывала 1500 членов. В то время как «Гоминьдан» располагал более 50 000 человек. Именно поэтому Троцкий и Сталин сделали ставку на последний. Они рассчитывали со временем подавить представителей правых взглядов в «Гоминьдане» и объединить левых его членов с КПК. Как мы знаем, этого не получилось - их переиграл Чан Кайши во время кровавой «Партийной чистки» в Шанхае в 1927 году.
Мао Цзедун берется за дело
Хотя «Гоминьдан» и был влиятелен, его влияние распространялось в основном на городских жителей. В то же время китайская деревня вообще оставалась в стороне от политических событий. Жители деревень не примыкали ни к одной партии и скорее всего даже не знали их названий. Несмотря на это, именно крестьяне составляли большую часть населения страны - 80 процентов.
В то время Китай также застрял в состоянии феодальной раздробленности. Тысячи провинций и деревень не были никак связаны между собой ни дорогами, ни телеграфом, ни электричеством. Местная власть жила сама по себе, совершенно не зная, что происходит в Пекине или Шанхае. Большинству людей не было дела до борьбы «Гоминьдана» и КПК.
В таких условиях действия одного из командиров коммунистического подполья Мао Цзедуна начали давать удивительные результаты. В то время как выжившая горстка членов партии КПК из Шанхая пыталась вдохновить на революцию немногочисленный городской пролетариат, Мао начал передавать землю от богатых крестьян бедным. Сам происходя из деревни, он знал о нелегкой доле обычных крестьян. Палку он все-таки не перегибал, и активного «раскулачивания», как в СССР, в Китае не было. Постепенно эти действия стали склонять на сторону коммунистов крестьянский народ. Впервые они видели, как им что-то дают, а не наоборот, забирают. Их вера в партию как благодетеля стала абсолютной. Видя, какой огромный потенциал заложен в крестьянском классе, Мао Цзедун сделал ставку в дальнейшей борьбе именно на деревню.
Поскольку деревня стала ведущей силой, поддерживающей коммунизм, она также не могла так легко быть уничтожена. Ячейки коммунистов создавались по всей стране, а труднодоступность некоторых регионов затрудняла борьбу с ними Чан Кайши. Именно поэтому центром коммунистического движения в 1930-е годы стал не большой город вроде Шанхая, а почти что село на юге страны - Жуйцзинь.
Великий поход
Несмотря на рассредоточенность, положение коммунистов в стране стало ухудшаться. Чан Кайши решил с корнем вырвать силы противника, и к 1934 году война на истощение складывалась не в пользу сил Мао Цзедуна. Немецкий генерал Ганс фон Сект, которого отослал в поддержку Чан Кайши сам Гитлер, предложил тактику, ставшую для «Гоминьдана» успешной - занимать территорию постепенно и окапываться на ней. Также они использовали тактику выжженной земли, не позволяя коммунистам подходить к позиции.
Коммунисты не могли тягаться на равных с врагом - до этого они использовали партизанскую тактику, но в прямом столкновении армий численность «Гоминьдана» играла ключевую роль. В итоге Чан Кайши удалось окружить руководство коммунистов в Жуйцзине. Казалось, выхода из мышеловки нет. Оставался только один вариант - бежать. Так начался ставшей легендой в истории китайского коммунизма «Великий поход». Начиная с 16 октября 1934 коммунисты совершали подвиги один за другим.
Сначала один из лидеров, Чжоу Эньлай, договорился с генералом «Гоминьдана» Чэнь Цзитаном о проходе коммунистической армии. Последний не особенно хотел воевать с врагом, а вышел на сражение только из-за страха перед Чан Кайши. Основная армия из 130 тысяч человек пошла в прорыв, оставив за собой горстку солдат, чтобы создать иллюзию полномасштабного присутствия. Афера удалась: Чан Кайши не сразу сообразил, что основные силы ушли. Уходили не только люди, но и вся инфраструктура партии, чтобы на новом месте развернуться в полную силу.
За месяц Красная армия прошла 500 километров и прорвала три линии обороны. А вот на четвертом чуть не споткнулась - сражение на реке Сянцзян стало самым кровопролитным. Коммунисты потеряли 40 тысяч человек да еще и обоз со всем оборудованием для развертывания деятельности партии. Но с этим прорывом завершился выход из капкана гоминьдановских войск. Предстояло решить, куда двигаться дальше - неверное решение грозило полным уничтожением коммунистов.
Именно в этой ситуации проявил себя Мао Цзедун. Он предложил идти на север, в Гуйчжоу, хотя фактические лидеры коммунистов (напомним, Мао в то время был лишь командиром отряда) хотели сначала соединиться с оставшейся в тылу частью армии. Но Мао понимал, что промедление грозит гибелью. Его поддержал Чжоу Эньлай, и армия, на тот момент насчитывавшая только 10 тысяч человек, отправилась на север. Ошибки руководства КПК, приведшие к окружению войсками Чан Кайши, привели к смещению лидеров, и фактически руководить коммунистами стал Мао Цзедун.
Величие через трудности
На этом «Великий поход» не завершился. Напротив, он только начинался. Коммунистам под руководством Мао Цзедуна предстояло обойти весь Китай. Дело в том, что у коммунистов было разбросано множество войск по всей стране - как мы говорили, у КПК не было единого центра. Целью Мао Цзедуна было объединить армию и найти новых сторонников.
Сначала Первый фронт (так называли армию Мао Цзедуна) пошел на соединение с Четвертым фронтом. Они стремились избегать любых сражений вследствие малой численности войск. Поэтому Мао Цзедун всегда выбирал наиболее трудные для продвижения маршруты - так противнику было сложнее применять артиллерию и обозы. На Юго-западе они поднимались в горы, а затем спускались к равнинам, словно на американских горках. Переход через гору Юйлунсюэшань стал легендарным - никогда в истории ни до, ни после ни одна армия перейти ее не смогла.
Однако оставаться на юге после соединения с Четвертым фронтом было бесперспективно. Население там граничило с некитайскими странами и традиционно было настроено своевольно. Мао Цзедун считал, что нужно идти на север, где поддержка населением коммунистов была более значительной. Кроме того, КПК обещала бороться с Японией, которая уже нацеливалась захватить Китай, а для этого надо было идти на север. История показала, что это было верное решение.
Красная армия совершила еще один подвиг, пройдя через болота Тибета, полные ядовитых насекомых. Но дорога на Шэньси шла через гору, а ее занимал «Гоминьдан». У них были серьезные укрепления - солдат Мао Цзедуна расстреливали из пулеметов на подходе. Придумали следующее: собралась команда альпинистов, которая забралась на вершину над укреплениями врага. Оттуда укрепления забросали гранатами, а один из солдат и вовсе прыгнул в стан врага, обвязавшись ими. Приход Красной армии в Шэньси знаменует окончание Великого похода. Это произошло 22 октября 1935 года.
Поход сыграл ключевую роль в перестановке сил в тогдашнем Китае. Когда Чан Кайши окружал силы коммунистов в Жуйцзине, он думал, что сейчас прихлопнет надоедливую муху. Когда же коммунисты устроили прорыв, то на некоторое время исчезли с радаров. Интернета и телевидения в то время не было. Никто не знал, что делает армия Мао Цзедуна. Только тут и там сообщалось о боях и каких-то прорывах. Но никто из «Гоминьдана» не мог предположить, что через год после окружения коммунисты заявят о себе с новой силой.
«Великий поход» действительно стал великим. Будучи серией нечеловеческих испытаний в силу вынужденных обстоятельств - необходимость сбить со следа противника - он закалил волю участников. Зеленые новички к концу похода становились выкованными из железа бойцами за светлое будущее коммунизма. Кроме того, география похода - через весь юг Китая, а потом с юга на север - позволила Мао Цзедуну набрать по всей стране новых сторонников и новых солдат. «Великий поход» стал так необходимым коммунистам мифом, который привлекал к себе внимание молодежи. А проявленная Мао Цзедуном компетентность вывела его на лидирующую позицию в КПК и сделала легендарной фигурой в китайском обществе.
Продолжение истории Китая в XX веке вы узнаете в следующей статье. Поговорим об окончательной победе коммунистов и отношениях СССР и Китая в 1950-е годы.
***
Если вам понравилась статья, вы можете поставить отметку «нравится». Если есть с чем поспорить, пишите в комментарии - мне интересно альтернативное мнение. Также вы можете подписаться на канал. Я пишу материалы о науке, истории и психологии.