Если посмотреть на карту, то окажется, что они совсем рядом, в небольшом треугольнике, где сходятся Владимирская и Ивановская области, вот только добраться из одного в другой почти невозможно, дороги такие, что только на тракторе или вообще болота, во всяком случае так мне сказали в Вязниках.
О чем это я? А о трех небольших поселках, славных своей лаковой миниатюрой.
И если Палех у всех на слуху, то МстЁру знают меньше, а уж ХОлуй… самый маленький и самый хорошо спрятавшийся, с ударением на первое «О», и не перепутайте- обидятся.
Во Мстеру добираются из Вязников, (Владимирская область)
в Палех – из Шуи, в обоих случаях примерно 20 км,
а вот в Холуй- из Южи (Ивановская область), там всего 10 километров, но дорога такая, что цензурных слов не услышишь.
ХОлуй основан в 1546 году,
по официальной версии название родилось потому, что поселение основали в непроходимых болотистых зарослях вдоль реки Тезы жители Суздаля, бежавшие от татаро-монгол.
Занимались здесь помимо прочего рыбной ловлей, для чего использовали плетёную из ивняка запруду, с помощью которой перегораживали реку наискосок. Такие запруды на Руси назывались холуем, что и дало название селу.
В XVI веке село славилось солеварнями и даже носило название «Соли на Холую». Местная соль поставлялась в Москву и Троице-Сергиев монастырь. Солеваров называли поварами — говорят, так и родилось название профессии!
Но главное - с XVII века славилось село своими иконописцами , здешние иконы отправлялись в северные губернии России: Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, Санкт Петербург и даже за рубеж, в Болгарию, Сербию. Производство икон в маленьком селе достигало 2 млн образов в год!
Но большая часть икон расписывалась для простых людей, разносили их по городам и селам коробейники- офени.
И качество было очень простым, отсюда и такое огромное количество икон, в общем, почти современное Софрино)) Трудно выжить таким ремеслом, когда рядом Палех и Мстера, вот и брали количеством.
После 1917 года пришлось перестраиваться, как и в Палехе здесь стали производить лаковую миниатюру.
Старые традиции не утеряны, сегодня в Холуе, если верить ивановскому туристическому порталу, живет около 300 художников. И даже есть художественное училище!
Места красивые, по легенде Петр I запрещал рубить березы на берегах реки Тезы, чтобы не нарушать пейзаж, вдохновлявший холуйских живописцев.
Стиль холуйской миниатюры очень прост- ближе к лубку, чем соседние Палех и Мстера. Чем и радует.
Коренное отличие холуйской миниатюры от других, аналогичных, производств было заложено с самого начала: по совету занимавшегося развитием народных промыслов искусствоведа А.В. Бакушинского, для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона. окрашенных в черный цвет и покрытых лаком.
В 1937 году на Всемирной выставке мастерам из Холуя были вручены бронзовые медали.
Но причем здесь Венеция?
Больше всего народа собирается в Холуе в мае, когда разливается река Теза. В это время передвигаться по селу можно лишь на лодках!
Поэтому в каждом доме доме своя лодка, а некоторые лодки работают для переправы, ну чисто трагетто в Венеции! И моторные, и надувные, и старые плоскодонки.
Первые деревянные шлюзы на р. Тезе были построены по указанию Петра Первого в 1834-37 годах. С 2008 года началось современное строительство шлюза №4.
Так и прозвали Холуй «русской Венецией», а последние годы стали проводить фестиваль «Русская Венеция».
В дни фестиваля в мае из Южи в Холуй идет специальный автобус.
Традиции расписывать лодки существуют здесь издавна, сегодня их возродили.
Участники в соответствии со старинной традицией расписывают лодки и весла, которые местные жители используют во время весеннего разлива реки. Затем эти лодки спускаются на воду и участвуют в особом состязании — «Потешной флотилии».
Чтобы избежать неприятностей, холуйские художники нередко изображали на своих лодках сказочных существ: например, если нарисуешь на своем «борту» русалку, которую в русском фольклоре называли фараонкой, то привередливая сирена не утащит на дно, а наоборот, спасёт от нечисти.
А местных жителей прозвали «фараонами». А если приезжий вдруг из лодки выпадет- про него скажут «офараонился»)))
Правда есть еще одна версия прозвища:
в источниках XIX века говорится: «холуяне ни запрячь лошадь не умеют, ни вспахать, и вообще с утра до ночи только иконы пишут». К нормальному труду не способны)) Поэтому для повседневных бытовых работ в село приезжали наниматься мужики из других мест, вот и разделились, на барей-фараонов и рабсилу- рабов.
ХОлуй- та самая очаровательная глубинка, куда фиг доберешься, зато потом удовольствие получишь!