Если скучаете по выездам студентов на картошку — почитайте Алексея Варламова «Душа моя Павел. Роман взросления». Чего-чего, а студенческого житья-бытья в колхозе там с избытком.
Одна из главных тем книги — столкновение чистого наивного сознания с поздней советской действительностью, идеалиста с суровой реальностью.
Наверное, все мы в той или иной степени переживали подобное, когда поступали в вуз и из одной среды попадали в другую.
Вот и Павел Непомилуев, выросший в закрытом городке, производящем нечто секретное, приезжает в Москву и чудом поступает на филфак на МГУ. И его сразу же отправляют в колхоз на картошку, где он подселяется в домик к старшекурсникам. И начинается столкновение мироощущений.
У закрытого городка, из которого он приехал, даже названия не было, был только литерный номер — Пятисотый, и люди там жили как при коммунизме, спецснабжение обеспечивало достаток и закрывало основные потребности, а все свои способности, время и здоровье люди отдавали работе. Так было заведено — все жили одной великой целью, крепили обороноспособность любимой страны.
Свою любовь к СССР вчерашний школьник Павел привозит с собой в Москву. И удивляется, что в Москве, олицетворяющей для него величие страны, в МГУ, где собрались умнейшие люди, его взглядов никто не разделяет.
Более того — студенты главного вуза страны обижены на советскую власть, выравнивающую всех под одну гребенку, запрещающую инакомыслие в фильмах и книгах. Старшекурсники с филологическими прозвищами Бодуэн и Бокрёнок, а также вся их компания, приводят свои аргументы.
А Непомилуев не понимает — как можно не любить свою страну, которая дала им все, включая возможность обучаться в лучшем университете страны? За плохие слова о советской власти Павел готов вызвать на дуэль каждого.
— Ну что, кого первого на дуэль вызываешь? — спросил Бодуэн. — Может, тебе еще про больницы детские рассказать? Или про роддома со стафилококком? Про пенсии у стариков? Или с Ромкой поговори, как он в армии служил. Год его деды чморили, год он молодых чморил. А может, про деда моего хочешь услышать, как его в лагерях мучили? И не в чилийских, фашистских, а самых что ни на есть советских.
Павел задумывается о советской власти, и у него возникает странная аналогия. Лицо Павла в силу возраста обильно покрыто прыщами, это постоянно подчеркивается, как главная деталь его портрета, наряду с высоким ростом и нескладностью. Так и советская власть — она выросла слишком быстро, и у нее тоже были свои изъяны, как прыщи на лице подростка-переростка. Но ведь это должно пройти со временем.
В книге затронуты темы антисоветчины, антисемитизма (да-да, тоже проскальзывает), стукачества и других неприглядных веяний в филфаковской среде.
Не обходится и без первой любви, без обретения алкогольного опыта и «науки страсти нежной», без пространных споров за полночь об авторстве «Слова о полку Игореве». Это же филфак на картошке, чтобы вы понимали!
Не обходится и без мистики, от которой Павла спасает только крещение в церкви и святая вода.
Минус — сначала повествование идет бодренько, но потом действие слегка увязает, как те же студенты в нескончаемых и топких после дождей картофельных полях.
"И много как они и ругались, и злились, и жаловались, и угрожали, и говорили ужасные-преужасные вещи, и никаких стукачей и вправду не боялись, но дело делали, и никто из них на следующий день даже не кашлянул, а потом, много лет спустя, когда их дети не могли понять, что такое картошка и при чем тут студенты, за какие грехи должны ее убирать, взрослые дядьки и тетьки, толстые, лысые, скучные, где только ни живущие и чего ни повидавшие, — ловили себя на мысли, что то был счастливейший день в их жизни, вспоминая его с нежностью и печалью и жалея своих неразумных деточек, которым этого счастья не обломилось".
Читательские ожидания были, что нам больше расскажут про студенческое житье-бытье именно на факультете, про взаимоотношения преподавателей и студентов, про ломку идеологических стереотипов, конфликты и формирование какой-то позиции.
Алексей Варламов — не только известный писатель, он еще и доктор филологических наук, профессор МГУ, и эта среда для него родная.
Но писатель максимально погрузил нас в метания и переживания Павла, его внутренний бунт и духовные поиски, в которых в итоге Павел запутывается, и мы вместе с ним.
В конце концов Варламов вернул студентов в аудитории на родной факультет, быстренько провел через неординарное событие, расставляющее все точки над i, и завершил роман.
Кому бы порекомендовала эту книгу? Тем, кого в студенчестве отправляли на картошку. Как минимум, поностальгируете.
Если читали эту или другие книги Алексея Варламова, интересно ваше мнение!
О других книгах современных российских писателей можно почитать здесь: