- Я не хочу здесь. - Произнёс вдруг высокий темноволосый парнишка. - Я пойду.
Инга немедленно подошла к нему.
- Матвей, ты хочешь уйти?
- Нет.
- Матвей, ты хочешь быть здесь?
- Нет.
- Ты хочешь, чтобы я ушла вместе с тобой?
- Нет.
- Ты хочешь играть с ребятами?
- Да.
- Будешь сидеть здесь?
- Нет.
Он встал и отошёл в самый угол зала. Сел на пол, обхватив колени руками.
- Я хочу здесь.
Максим внимательно наблюдал за мальчиком.
- Может быть, он испугался собаки? - Предположила Эля. - Хотите, я уведу Гордея?
- Не стоит. - Инга покачала головой. - Давайте продолжать. - Матвею интересно, но ему нужно адаптироваться к незнакомым людям. Итак, что у нас с героями?
- Я - Страшила. - Весело сообщил Марсель.
- Очень приятно. - Инга невольно улыбнулась. - София у нас Гудвин. Так, Софийка? Немного необычно, но очень интересно.
- Да. - Нерешительно ответила девочка.
- И Тотошка тоже присутствует. А кто же Элли?
- Я! Мамочка, можно я буду Элли? - Василиса вскочила и приложила ладошки к груди.
- Вась, мы дома обсуждали с тобой этот вопрос. - Инга спокойно посмотрела на младшую дочь. Василиса, опустив голову, села на своё место. - Эля, мне кажется, эту роль необходимо сыграть тебе. Во-первых, она объединяет всех героев, а во-вторых, ты всё же хозяйка Гордея и сможешь контролировать ситуацию на сцене.
- Не знаю. - Эля задумалась. - С одной стороны, это верно, а с другой, Элли ведь была маленькой девочкой.
- Подождите. - Максим внимательно смотрел на Василису. - Василис, ты умеешь петь?
Девочка кивнула.
- А танцевать?
- Я умею!
- А стихи хорошо запоминаешь, сказки?
- Мне в садике воспитатель даёт самые-пресамые длинные стихи!
- Есть идея. Пусть Вася, действительно, сыграет Элли. А настоящую нашу Элю мы сделаем волшебницей, Стеллой, например. И пусть она тоже находится на сцене. Сможет помогать нашим героям и заодно контролировать всё происходящее.
- Я не против. - Согласилась Эля. - Ой, извините. Дима звонит. Это мальчик , который должен играть Железного Дровосека.
Она убежала разговаривать.
Инга с сомнением посмотрела на Сафонова.
- Вы, правда, считаете, что это хорошая идея?
- Да. - Подтвердил Максим. - Смотрите, Вадиму я собирался предложить роль Льва. Вы сами говорили, что рядом с сестрой ваш сын чувствует себя более спокойно и уверенно. А так они всё время будут находиться на сцене вместе. Ну как?
- Мне просто кажется, что Василиса мала для главной роли.
- Надо попробовать. Знаете, какие малыши иногда выходят на сцену? И у них всё получается.
- Если вы так считаете, давайте попробуем.
- У нас проблема. - Эля вернулась совсем расстроенная. - Дима не приедет.
- Заболел? - Встрепенулся Марсель.
- Нет. Его мама сказала, что Димка решил, что человек на коляске не может играть сильного героя. Он даже разговаривать со мной не захотел. Дарья Сергеевна звонила с его номера.
- Какой глупый! - Рассердился Марсель. - Надо сказать ему, что Дровосек заржавел и не может пока ходить. - Давай я поговорю.
- Это бесполезно. Димка не возьмёт трубку. Надо ехать.
- Мама нас отвезёт. - Встрепенулся мальчик.
- Так, друзья, - перебил их Максим - съездите после репетиции.
- Я буду Дровосеком! - Вадим вдруг встал и сделал несколько шагов на прямых ногах, неестественно выгнув руки. - Я заржавел.
Инга с удивлением смотрела на сына. Максим бросил быстрый взгляд на Эльку. Девочка кивнула.
- Хорошо. Вадим - Дровосек. Матвей, хочешь поиграть в льва?
- Нет.
- Предложите роль Льва Диме. - Посоветовал Максим. В конце концов, лев ходит на четырех лапах. И если сшить на коляску соответствующий чехол...
- Классная идея! - Весело прокомментировал Марсель.
Третий мальчик, которого привела Инга, всё время сидел на своём стуле и серьёзно смотрел на всё, что происходит вокруг него.
- Это - Костя. - Инга показала на мальчика Максиму и Эле. - Он очень умный ребёнок. Обладает поистине энциклопедическими знаниями. Но у Кости самая острая проблема с коммуникацией. Он не может подойти первым, но охотно ответит на ваши вопросы. От этого мальчика бесполезно ждать инициативы, он очень старательный исполнитель, и, если действия логичны и понятны ему, сделает всё практически безукоризненно.
- Ему идеально подойдёт роль Фараманта. - Максим наклонился к сценарию. - Страж Ворот Изумрудного города, умный и методичный, выдающий другим зелёные очки. Что может быть лучше для Кости? К тому же, он сам будет в очках. А это, как-никак, защищает от внешнего мира. Я сейчас.
Он подсел к мальчику и о чём-то тихо заговорил с ним.
- Вы знаете, что очки с зелёными линзами рекомендуют для снятия усталости глаз, улучшения контрастности изображений и защиты от ультрафиолета? Заявленные свойства доказаны наукой. Их рекомендуют при глаукоме. - Костя смотрел прямо перед собой.
- Я видел их в продаже и на некоторых людях, но как-то не задумывался.
- А ещё "зеленые очки" — это метафора, используемая в разных контекстах. Она означает необъективное искаженное восприятие реальности, когда человек настолько увлечен своими идеями или чувствами, что не может оценить ситуацию объективно. Это больше подходит к сказке...
Костя по-прежнему не смотрел на своего собеседника, но рассказывал легко и охотно.
Максим вернулся поражённый.
- Инга, почему столько дано этим детям, но столько отнято у них? Я никогда в жизни не связал бы эти зелёные очки и искажение реальности не в плане зелёного цвета. Интересно, Волков, когда писал, он подразумевал это? Или это восприятие наоборот появилось после его сказки?
- Не знаю. А насчёт ребят... Природа не терпит пустоты, Максим. Это не пустые слова. Лишив этих детей способности к адаптации в нашем мире, она порой щедро наделяет их другими талантами. У Кости феноменальная память. Он добрый и способный ребёнок. Но, увы, иногда панически боящийся внешней среды. Поэтому я и согласилась на ваш проект. Если хотя бы нескольким из них мы поможем почувствовать и понять, что жить рядом с другими не страшно - значит наши усилия не зря.
- Здравствуйте! Простите, что так опоздала.
Юля вошла в зал тихо, и они не сразу заметили её. Но Эля обратила внимание, как изменился взгляд Максима, и тихо улыбнулась.
- Узнавала про декорации. - Пояснила девушка. - Нашла мастерскую, где совсем недорого смогут нам изготовить всё, что мы пожелаем. Нужен только эскиз.
- У меня есть знакомый, который очень хорошо рисует. - Отозвалась Эля. - Попробую попросить его. Максим, напиши, пожалуйста, что должно быть на сцене.
- Как у вас дела?
- Главных героев предварительно утвердили. - Сообщил Максим. - Остальное решим по ходу. Со следующей недели начнём первые занятия. Мне надо пройти с ребятами самые простые этюды, научить их находиться на сцене. Инга, попрошу вас быть на этих занятиях. Юля, ты же медсестра по первому образованию? Ты не могла бы тоже присутствовать? На всякий случай.
- Конечно. Ксения Львовна?
Мама Софийки, внимательно наблюдающая за детьми, повернулась к Юле.
- Мы сможем в любое время. Софийка учится дома, и у нас почти свободный график. Да и я, может быть, смогу чем-то помочь.
В это время, мимо разговаривающих людей на четвереньках пробежала мальчишечья фигура.
- Матвей. - Инга негромко окликнула мальчика.
Он, не обращая внимания на её оклик, промчался в другую сторону. Взрослые переглянулись. Инга незаметным жестом успокоила их.
- Матвей? Кто ты?
- Я кот, который гуляет сам по себе. - Заявил несговорчивый артист и снова прошёлся на четвереньках.
- Смотрите, а он, действительно, похож на кота. - Прошептал Максим. - Только хвоста не хватает. Матвей, хочешь играть тигра? Это почти кот, только сильный и большой.
Мальчик остановился. Растянулся на полу, вот-вот замурлычет, и решил.
- Буду тигром.
Инга улыбнулась Максиму.
- Вы молодец. У вас хорошо получается общаться с детьми. Без излишнего нажима, но результативно.
Они ещё раз обсудили основные моменты предстоящей работы. Эля, наблюдавшая за детьми, заметила, что Марсель, Софийка и маленькая Василиса сбились в стайку вокруг Гордея и о чём-то болтали. Даже Софийка улыбалась и выглядела оживлённой. Девочка тоже довольно улыбнулась. Посмотрев на мальчиков, обратила внимание, что они ведут себя совершенно иначе. Вадим аккуратно составлял стулья в ровную линию. Матвей, видимо, представляя себя тигром, рычал в углу, а Костя сидел на своём месте, глядя на сцену. Инга, увидев взгляд Эли, наклонилась к уху девочки.
- Очень заметна разница, да?
- Да. - Призналась Эля. - Заметна.
- Они не умеют взаимодействовать между собой. - Объяснила Инга. - В этом основная трудность закрытых обществ таких детей. Поэтому мы, педагоги, всегда стараемся, чтобы наши ребята общались с...
Она на минуту замолчала и договорила.
- Общались с обычными людьми. Ты, Максим, Василиса легко можете подойти сами, начать разговор, а эти ребята, они не умеют. Не умеют попросить, дать отпор, рассказать, если их обижают. Когда им страшно, они кричат, вырываются, убегают. Это ещё больше отталкивает других людей. Получается замкнутый круг.
- Вот и на таких, как Марсель и Софийка, некоторые смотрят, как... Вы сами знаете. - Горько согласилась Эля. Я очень хочу, чтобы все поняли, что они такие же, как все: умные, добрые. Как вы думаете, у нас получится?
- Получится. - Инга положила свою руку на Элину. - Обязательно получится.
Продолжение следует... часть 5
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
--------------------------------------------------------------------------------------НАЧАЛО ИСТОРИИ