или как Кристофер Нолан показал идеального отца в фильме «Интерстеллар»
Кристофер Нолан - отец четырех детей. Это важно для понимания того, что будет изложено ниже. Две дочери и два сына воспитывает этот человек. Именно поэтому, я думаю, тема родительской любви так сильно отражается в фильмах, о которых мне хочется поговорить. «Inception”, “Interstellar”, “Tenet” - вся эта трилогия о Времени, Любви и Выборе в разных сеттингах и через разные истории рассказывает о важности любви между родителями и детьми. Разумеется, не только об этом, но именно это я хочу разобрать.
Вообще, стоило бы начать с Inception, но раз уж я начала пересматривать фильмы с Интерстеллара, то и писать начну с него.
Дело вот в чем: Нолан помимо просто идеальной истории в этом фильме показал еще и Любовь. И он не пытается идеализировать любовь межполовую, потому что она а)не вечна и б)имеет различные «но». Взамен того режиссер показывает нам Любовь родительскую, которая в её высшей форме транслируется на все человечество, потомков, если нет наших лично, то культурно наших. Но эту мысль мало сочинить, надо еще внедрить ее в головы смотрящих. И вот как Кристофер Нолан сделал это в «Интерстелларе».
Коротко о названии. Интерстеллар значит межвездный. Но это слово семантически не подходит фильму. Когда мы говорим «межзвездный», мы чаще имеем в виду перелеты в космосе, нечто отчасти фантастическое. Здесь же у нас не фантастика (я считаю, что это кино нельзя относить к фантастике, извините). Здесь история о том, что любовь способна проникать сквозь время, пространство, что она способна провести по верному пути. И этот путь не только меж звезд лежит, но подразумевает также верную цепочку решений, верную формулу, верный выбор нужного человека. Интер - более объемное слово, чтобы объяснить всепроникаемость любви. Поэтому слава здравому смыслу, Интерстеллар не получил дурацкого перевода.
В первые 20 минут фильма мы узнаем важнешие для экспозиции детали. Купер растит сына и дочь, равно любя их обоих, но видя также в дочери намного больше от себя самого. Он ни разу не поступил с детьми недостойно на экране. Купер учит детей самостоятельности, поощряет стремления к знаниям, не осуждает сына за плохие оценки, раз сам Том вполне доволен быть фермером и не рвется звезды с неба собирать. Мёрфи напротив, девочка пылкая и любознательная, она очень умна и этим напрягает своих учителей. И в эти короткие 20 минут мы очень хорошо видим, что дети любят своего отца, но сын Томас при этом уже принял на себя некий груз взрослости, ему 15 и он мальчик, он будущий хозяин и осознает ответственность, в то время как Мёрф еще 12 лет, она ребенок, у которого нет мамы, и вся её высочайшая потребность в любви закрывается отцом. Именно поэтому нам кажется, что Купер любит ее больше. Просто ей НУЖНО больше, чем брату. И отец дает обоим детям то, что им нужно. Это очень хороший отец, и, возможно, Нолан так видит идеал родительства.
При этом у Купера нет жены. Она умерла от болезни. Это будет важно позже. Сейчас отметим только, что тесть Купера, дедушка Мерфи и Томаса, намекает, что Купер засиделся в холостяках, и ему нужно бы «плодиться и размножаться». Но Куперу это не интересно. Не потому, что он там до беспамятства любил жену и никогда на других женщин не взглянет, а скорее потому, что ощущает за собой совершенно другое призвание, что-то, для чего он был рожден. Для чего-то же он стал инженером, пилотом. Не для того, чтобы кукурузу выращивать и быть примерным семьянином. Купер - человек Старого мира, того, который был живой и богатый, мира, который сгубил сам себя и сейчас планета медленно, но верно его уничтожает. Он хранит свои старые очки пилота, старый учебник и модель космического челнока. Купер знает, что была высадка на Луну: «Раньше мы искали свое место среди звезд, а сейчас смотрим под ноги». Что раньше были МРТ-сканеры, что люди покоряли небо и космос, разрабатывали удивительные технологии и подчиняли их себе, заставляя работать на благо. Он и сейчас видит в машинах потенциальную их пользу, знает, что машина есть машина, творение рук человека. Заметим, что поколение детей Купера воспринимает машины иначе. Мёрф, например, предлагает «отпустить» беспилотник, который никому не навредил. Далее, уже в космосе, Амелия говорит, что нельзя робота просить о таком (пожертвовать собой), и Куп парирует, что это робот и его не нужно просить, он программа и выполняет свои задачи. Именно Купер в течение фильма занимается настройкой роботов, то есть он всегда понимает, что они всего лишь машины, даже если с ними можно имитировать дружбу. Новый мир, который видим мы в кино, роботизирован так, что люди видят в них скорее питомцев, чем машин.
Вот эта разница в восприятии мира и нереализованность потенциала и делают Купера лучшим кандидатом для полета в миссию Лазарь. Не только для НАСА - это лучший выбор для показанного человечества. Нолан нигде не упирается в религию, и я бы не стала тоже, но грубо говоря, человечеству нужен Отец, который сделает правильные действия для спасения всех людей.
На сороковой минуте фильма происходит самый душераздирающий момент - прощание с дочерью. Купер допускает, что может не вернуться никогда, но знает, что эта жертва необходима, хотя вряд ли в его жизни есть нечто ценнее, чем дочь и сын. Получается, что он оставляет их ради того, чтобы попытаться дать возможность им и их детям жить в лучшем мире. Любой родитель понимает, насколько тяжело было ему в этот момент, и как гнетет такой выбор. Но он утешил сам себя: «Мы здесь для того, чтобы стать воспоминанием своих детей».
В миссии Купер - единственный человек с настоящим летным опытом. Остальные теоретики, знающие только симулятор и учебники. Ромилли от космоса бросает в жуть, его тошнит от перегрузок. Дойл держится молодцом, но на все смотрит выкатив глаза. Бренд же, считающая себя готовой ко всему, отправляется словно в волшебное приключение, она во всем видит хорошее и испытывает настоящий восторг. Вообще, Амелия Бренд очень женщина в этом фильме, хоть её и остригли коротко. Она нежная, эмоциональная, любящая и пытающаяся всех спасти. Её эмоции читаются у нее на лбу; так Купер по глазам понял, что Эдмундса она любит, а робот только подтвердил эту догадку. Он эмпат, и ему оказалось легко понять эмоции Бренд. Потом ему это аукнется, когда она будет язвительно говорить ему, как тяжело ему будет выбрать лететь ли домой или на третью планету.
На отметке в 1:19 мы смотрим вместе с Купером послания с Земли за 23 года. Он плачет, потому что за пару часов его жизни его дети выросли, родили детей и даже потеряли. Но самым трудным для него становится видеосообщение дочери, которая никогда прежде не отправляла ничего. Она отмечает день рождения, ей столько, сколько было ему, когда он покинул Землю. И это сообщение невероятно важно: дело в том, что дочь это Якорь для Купера. Он хотел и хочет вернуться к ней, пусть не сразу, да, но он допустил, что к возвращению они могут быть одного возраста. Он почти обещал ей это, а сейчас понял, что обещание не сдержал. Он понимает, что в каком-то роде предал дочь, по крайней мере она так это воспринимает.
Здесь же почти сразу выясняется, что план Б был приоритетным для миссии. Ощущая себя обманутым, Купер делает так, чтобы был шанс вернуться домой - посещает планету доктора Манна.
Это время оппозиции.
Доктор Манн - идейный вдохновитель всей миссии. Он воодушевил 12 человек лететь в один конец в космос на неизвестную планету с шансом выжить в лучшем случае 50/50, а шансом вернуться так и вообще 12:1. Он настоял также, чтобы все участники миссии не имели привязанностей, семей, детей. Фактически этот человек заставил лететь в космос людей без любви. И только один из них, Вольф Эдмундс, тайно состоял в отношениях с Бренд. Так уж выходит во Вселенной Нолана, что только планета Эдмундса оказалась пригодной для жизни. На других было все то же: азот, кислород, водород, углерод. Но не было и не могло быть жизни, потому что отсутствует некий ключевой ингредиент. Возможно, это Любовь. И именно она приводит людей к нужной планете. Сам же Манн- человек без любви. Исключительный эгоизм его почти уничтожил всю миссию. Не злость, не подлость, а просто отсутствие любви. На отметке 2:08 проходит точка невозврата для Купера - станция уничтожается взрывом и непригодна для дороги домой, он за секунды принимает решение, которое поможет Амелии добраться до третьей планеты. Одной. Даже в такой ситуации Купер принимает решение верное, хотя оно дается ему ценой огромной жертвы - 51 год. Даже если он чудом вернется, он вряд ли застанет дочь в живых.
Одновременно с этими событиями мы следим за Мёрфи. Она росла с обидой на своего отца, однако училась, получала степень и пыталась решить задачу, которую начал решать старый профессор Бренд. Но в момент встречи с братом случается осознание. Её племянник кашляет, умирает. Земля, на которой он живет, убивает его, как убила его младшего брата, и единственный способ спасти его - уйти, оставить это место. Как много лет назад поступил её отец. Она сжигает поле своего брата, чтобы заставить его покинуть ферму, и наконец она медленно поняла, что двигало Купером. Что Призрак, который в детстве казался ей чем-то сверхъестественным, общался с ней и именно с ней не просто так. И значит, возможно, призрак сказал ей не все. Возвращаясь в свою детскую комнату и забирая часы, которые однажды бросила здесь и оставила на полке из-за обиды на папу, она прощает его и более того, понимает, что этот человек жив, говорит с ней стрелкой на часах. Она решает проблему гравитации, всякий раз говоря, что она не додумалась бы без отца. И с тех пор до самой смерти она будет носить отцовские часы.
Встреча Купера и Мёрфи, пусть всего на минуту, без лишних слов помогает ему понять, что дочь не держала на него обиду всю жизнь, а ей - что отец сделал то, ради чего бросал её маленькую. Примирение очень важно для Нолана. Он не позволяет себе разрушить такую сильную связь и здесь, как в предыдущем фильме, он обязательно мирит отца и его дитя.
Купер, понимая, что он прощен дочкой и дело его завершено, он прислушивается к последним словам Мёрф - идти к Ней. Она, Амелия, сейчас там одна, в неизвестности, держится на силе долга. И все, что Купер может и должен делать сейчас - быть с ней рядом, ведь здесь его ничего не держит. Ему не будет стыдно перед другой женщиной, ему не будет жалко бросать вновь свою дочку, ведь на этот раз она сама отпустила его. Наконец, снова любить, потому что любовь это не подарок под елкой, а результат эмоционального труда, и они с Амелией способы создать любовь. И, возможно, быть снова Отцом - тем, кто смог своей любовью к детям спасти все человечество.