Я зашел в некогда популярный WoT вот прямо сейчас, в 2023 году. Что осталось от некогда самой популярной танковой РПГ в истории? Два WoT-а: один - для Европы, другой - для России. Так как играется в танки сейчас? Давайте немного разберемся.
Немного истории от автора
Михаил. 20 лет. Не женат. Играл в танки в период с 2015 (свой аккаунт с 2016) по аж 2018 год, и был типичным танковым игроком. Затем очень долгий перерыв в (аж!) 4 года, и вот, весной 2022 - снова зашел на пару раз сделать пробитие. Затем - перерыв до нынешнего лета года уже 2023-го, и вот - снова "пробитие".
Однако если посмотреть на аккаунт нашего испытуемого, то увидим, что он много раз проводил стримы по WoT Blitz. Это норм?
Отвечаем: это определенно точно ОК, так как Blitz и ББ, несмотря на свою близость в названиях, отличаются прям сильно, геймплей у двух игр хоть и состоит из одних и тех же "сведений", карт, танков и всего такого, на практике реалии двух игр диаметрально разные. Ну вот, например, в блице у нашего пОцЫЭента около 55% побед, а вот в ББ на старом аккаунте - всего 49.
В блице выкачано аж три десятки, а в ББ - никогда и ни одной. И это несмотря на то, что он провел во всех трех играх примерно одинаковое количество своей жизни. Так как же так?
Специфика игры
Я не буду сравнивать ББ и блиц, однако вот вам пара фактов. Долгое время, WoT Blitz был единственным продуктом Wargaming (еще до переделки ее в Lesta), который набирал аудиторию. Танки ее теряли, корабли - теряли, самолеты... Про них в нормальном обществе вообще лучше не заикаться, и на этом поле особняком стоял Blitz.
Так происходило по простой причине: он во многом проще и не старается соответствовать нарративам "серьезной игры", где "историчность, реализм (ага), и вообще - игра для серьезных дядь". Так как большинство аудитории клали огромный болт на эти ваши реализмы, а в игру заходят только для "пиу-пиу", блиц оказался куда удачнее ББ в этом плане.
Блиц был лишен большей части проблем большой игры, а после стал доступен для игры на компьютере. Несложно догадаться, что в этот момент во многом более удачный "младший брат" начал забирать казуальную аудиторию себе.
Какой такой части проблем?
Взять, например, баланс. Он изначально что в блице, что в ББ был +- 2 уровня техники. В ББ баланс таким и остался, а в блице уже очень давно +- 1 уровень. Когда-то в ББ его переделывали, но в конечном итоге сейчас, в 2023 году, ты спокойно можешь купить Т-150 который будет ПОЛНОСТЬЮ стоковым, и в первом же бою попасть против ИС-6, который ты не пробиваешь даже голдой, и уехать от него ты тоже никуда не сможешь. Эта ситуация чуть не отправила мое седалище далеко в стратосферу.
Но даже будучи на топовой 6-ке ты ничего не можешь противопоставить танкам выше тебя по уровню, так что приходится рассчитывать на команду. Тут - как повезет, и это - главная причина массовых миграций в WarThunder. Если в тундре ты можешь буквально в одиночку вытащить сливной бой (пусть и теоретически), то в танках... Просто забудь, ибо стоковая шестерка даже если и пробьет 8-ку, то снесет ей 100...160 хп, тогда как чих восьмерки в нашу сторону оставляет танк без половины лица.
Ну да ладно, выкачиваем в топ. Второй сюрприз от ББ - очень дорогая прокачка танков. Справедливости ради, чтобы совсем уж не отпугнуть новых игроков, в игру ввели довольно много экономических послаблений. Инвайт-коды есть почти везде, ввели танковую академию, кучу способов получить новые игровые валюты, премиум и все такое, но даже так выкачать танк из стока - задача, от которой подгорит, ведь вам не просто надо найти 14К опыта на новую пушку у Т-150, вам надо сначала исследовать предыдущие пушки, новую башню, а потом еще и ходовую, ибо внезапно, старой не хватает грузоподъемности. В итоге тратишь не 14 тысяч опыта, а 30 тысяч, которые набрать на стоковом танке ой как непросто.
Но это - лишь заплатки на изначально очень трудную экономику, которая сама по себе никак не поменялась. Если вдруг у тебя нет премиум аккаунта и танков, то за хороший бой ты получаешь примерно 1500 опыта. Исследовать новую пушку на танке 6 уровня стоит 30000 опыта, как мы уже с тобой поняли, но если танк, например, 9-го уровня, то ту же самую пушку ты будешь качать гораздо дольше.
То же касается и денег. Без према ты получаешь за хороший бой около 30-40 тысяч кредитов. Из этих денег надо вычесть:
- Ремонт танка;
- Пополнение боекомплекта;
- Пополнение снаряжения;
- Пополнение инструкций;
- Покупку новых модулей при исследовании.
А тебе бы еще попутно начать уже копить на следующий танк, ибо стоит каждый новый уровень дороже предыдущего. Заметно дороже. 10-ка стоит 6 миллионов кредитов, и это - много, учитывая, что чем выше танк - тем, как правило, дороже его БК и ремонт.
Давайте сломаем все механики
Вишенка на торте - это сломанные механики, которые просто не позволяют тебе нормально играть на определенной технике. Ну, например, голда за серебро. Есть категория игроков, которая принципиально возит с собой только голду - раньше их называли голдострелы. У золотых (теперь уже просто "дорогих") снарядов выше скорость полета и пробитие брони, но такой же урон. Классно, да?
Напомню: в блице голде снизили урон, а в тундре так ее вообще нет - подкалиберные снаряды пробивают лучше, зато после пробития не наносят танку почти никакого урона. В ББ же голда - есть альфа и омега нагиба, ибо ТТ в этой игре должны играть от брони - это их ключевое преимущество. Это самое преимущество нивелируется голдой, которая пробивает тяжей куда угодно, ну или почти куда угодно.
Скорости у них нет, КД, как правило, долгое - вот и стоишь, ждешь, пока тебя разберет тот, кто по идее и пробивать не должен.
Что сделали с артиллерией - это вообще фикен стыд. Арта в ББ играет роль "катализатора", который не допускает стояния танков на одних и тех же местах на карте. Раньше была токсичной, сейчас - ей срезали урон и добавили оглушение. Она стала еще более токсичной. Окей - еще срежем урон и точность, дадим снарядов, которые наносят урон как раньше, но у них не будет стана, и все, профит! В итоге арта стала просто неиграбельной, а без стимула получить по шапке, почти вся катка превращается в кучу оленей, которые смотрят друг на друга и боятся высунуться.
Нет, стрелять-то ты по ним можешь, но при помощи оборудования, наносить ты им будешь по 50-100 единиц урона. При перезарядке твоей арты в полминуты, ты весь бой будешь колупать один несчастный ТТ, пока все их ЛТ и СТ уже мчатся по твою аппетитную корму - ты-то им ничего не сделаешь.
На ЛТ и СТ игра практически не поменялась: носишься по всей карте, после каждого выстрела подбираешь новую позицию, чтобы тебя не раскурочили. В этой игре расселить могут буквально за мгновение.
Что в итоге по ББ?
Игра изначально была спорной, сейчас - ситуация немного лучше. Те механики, которые были сломаны, сейчас все еще сломаны, правда, немного по-другому и ощущаются иначе. Упор на командное взаимодействие приводит к турбосливам 3-15, однако и к турбопобедам, ведь баланса по скиллу тут нет.
Залипнуть в игру, конечно, можно, но приносит ли она удовольствие? Я бы сказал, что блиц приносит его гораздо больше. С другой стороны, ББ есть нечто среднее между WoT Blitz и совершенно другой War Thunder, но та же тундра в плане геймплея часто оказывается, внезапно, проще, чем ББ. Механики арты, голды, засветов - все это работает не совсем так, как (надеюсь) задумывалось, потому что часто тебя светят тогда, когда не должны.
Можно ли кайфовать в ББ? Можно, как и в любой другой игре. Вернулся ли я после написания этого обзора? Раз в день захожу на 2-3 катки. Увы, это максимум, на который меня хватает... С другой стороны, все-таки пусть и слабо, но вернулся. С кроссаутом такого, например, не было вовсе, а WoP я выключил сразу после прохождения обучения и больше не открывал. Такие дела.