Интересное кино на военную тему «откопал» Николай Бурляев (заслуженный кинематографист, режиссёр, роли в «Иваново детство», «Андрей Рублёв» и др.).
Это фильм-дебют советского болгарского кинорежиссёра Маргарита Николова «Стихи» (1969 г.), его можно считать короткометражным, длится он 40 минут.
Синопсис следующий. Конец апреля 1945-го, Венгрия, сидят в окопах болгарские солдаты-союзники, и ждут окончания войны. Наступать запрещено во избежании ненужных потерь. «Нельзя приносить жертву хаосу в конце войны», – образно и патетически говорит своим солдатам болгарский командир.
Однако потерь с каждым днём всё больше. С той стороны работает немецкий снайпер, который подлавливает и методично убивает расслабившихся бойцов. Губастые и чёрнобровые болгары ждут советского снайпера, командированного к ним для решения проблемы.
И он приезжает – светловолосый, сосредоточенный и серьёзный, с острыми чертами лица сержант – собственно, советского снайпера и сыграл Николай Бурляев, во вступлении к фильму он рассказывает об истории роли.
Проблему снайпер «решает», правда не всё выходит однозначно – в хорошем кино однозначности не бывает, однозначность – это признак плохого произведения.
В картине три основных героя – болгарский военный корреспондент (куда же без военкоров на войне!), русский снайпер Коля, и венгерский мальчик-сирота. Уроки русского мы тогда преподавали всей Европе, и Коля учит венгерского мальчика русским стихам, мальчик в итоге цитирует Пушкина. Стихи же помогают снайперу Коле выполнять свою трудную работу.
Кино можно тоже назвать поэтическим, автор экспериментирует, «ищет себя». Это «всего лишь» дипломная работа молодого режиссёра, ставшего не самым известным, но какой уже задан уровень! Это 60-е годы прошлого века – золотой век кино, сейчас так снимать, к сожалению, не умеют. Болгарский режиссёр учился у великого Михаила Ромма («Обыкновенный фашизм» и т.д.) который выпустил в свет Тарковского, Чухрая, Шукшина и множество других знаменитых режиссёров, многие из которых стали гениями. Собственно, Тарковский и выступал рецензентом этой дипломный работы. Судя по годам, это был один из последних выпусков мастерской Ромма, если не самый последний.
Это кино – взгляд на войну послевоенного поколения, поколения, которое познавала её по рассказам отцов. Этот взгляд может показаться эстетским, «заумным», и не соответствующим описываемой реальности. Но в задачу искусства не всегда входит детальное отображение действительности, которое уже само по себе в силу разного восприятия является спорным. Но зато здесь перед искусством поставлена задача залатать чёрную дыру, которую выжигает в душах людей война. И как в фильме снайперу помогали стихи, так и режиссёр с помощью кино пытается выполнить эту трудную задачу.
👉🏻 Смотреть фильм на YouTube
Дмитрий Селезнёв (@Записки старого шахтёра ) специально для рубрики @wargonzoya «Искусство о войне»
*наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи
4279 3806 9842 9521