Я работаю продавцом в зоомагазине. У нас есть хомяки, крысы, мыши, песчанки, морские свинки, кролики, хорьки, попугаи, канарейки. Покупатели бывают разные: и вежливые, и раздраженные. Но в большинстве своем это любители животных. За год у меня появились постоянные покупатели, которых я знаю в лицо. Кто приходит за наполнителем, кто за косточками для собак, кто за поводками или кормом. Я всегда интересуюсь, как чувствуют себя их питомцы, но иногда люди рассказывают разные истории о себе, детях, внуках, мужьях. Порой дети заглядывают просто посмотреть на животных, а я рассказываю, чем их кормить, как ухаживать. Ребята убегают уговаривать родителей, чтобы те купили им питомца.
Однажды в магазин снова зашел Владик. Он был ровесником моего сына, учился в четвертом классе, а привлекали его хомяки. Он долго стоял возле клетки и наблюдал, как они едят, дерутся, играют друг с другом. Ему очень хотелось такого зверька, но мама обещала купить в качестве подарка только на какой-нибудь праздник. Приближался Новый год, и Владислав надеялся, что наконец-то его мечта сбудется. Ему приглянулся один рыженький, и я обещала его не продавать. Владик — вежливый, умный, самостоятельный, разговорчивый мальчик. Он задает вопросы об уходе не только за хомяками, но и за остальными животными.
— Наверное, ты будешь ветеринарным врачом? — спросила я его.
— Ты так любишь животных.
— Да, может быть. Как мой папа, — ответил мальчик.
— Папа у тебя работает ветеринаром? — удивилась я. — Ведь я тоже ветеринар, может быть, знаю его?
— Нет, он живет не здесь — работает в Африке. Странный он какой-то... — Владик, видимо, захотел рассказать об отце.
— Почему? — Мне стало интересно.
— Когда папа приезжает, то нам даже не звонит, а приходит и засовывает деньги под дверь. Он что, не понимает, что я хочу его видеть? Поговорить с ним, узнать, как у него дела... — признался Владик.
— Возможно, он очень занят и сразу уезжает обратно? — предположила я.
— Нет, он просто не хочет видеть маму, они поругались... А я тут при чем? Мы-то с ним не ругались, — вздохнул мальчик.
Я не нашлась, что сказать ему. Он был взрослым не по годам. Я решила перевести разговор на другую тему:
— Когда придешь за хомячком?
— Мама обещала 30 декабря, когда она получит зарплату.
Похоже, жили они небогато. Хомячок вообще-то стоил недорого, но, может быть, они собираются купить сразу клетку, опилки, корм и домик... Я уже мысленно подсчитывала выручку перед Новым годом. Обычно в это время люди покупают подарки, и довольно часто — всяких животных.
Владик с мамой пришли 31 декабря и купили одного хомяка. Даже опилки не взяли, сказали, что будут держать его в банке и накидают туда бумаги. Я видела, какими глазами мальчик смотрел на клетки. Ведь в банке хомяку неудобно, негде играть, потому смотреть на него неинтересно.
Снова в магазин Владик пришел уже после праздников, вежливо поздоровался и подошел к животным.
— Как хомячок? — спросила я.
— Нормально... Но наверное, ему грустно одному, я прошу маму купить клетку и еще одного хомяка, — ответил он.
— А папа не приезжал?— спросила я.
— Приезжал, звонил мне, представляете! Но так и не пришел.
— А ты просил его купить тебе клетку?
— Мама говорит, чтобы я его ни о чем не просил, он нас бросил, она не хочет его видеть.
— Но ведь он приносит деньги, алименты на тебя платит... — удивилась я. Понимала, что задаю слишком много вопросов, но мне так хотелось помочь этому мальчику. Ведь он страдает от чрезмерной гордости своей мамы. Думаю, что у его папы достаточно денег, чтобы купить сыну клетку для хомяка. У меня даже мелькнула мысль: «А не купить ли мне самой клетку и не подарить ли ее Владику на день рождения?» Я выведала, что именины у него в конце января. Он рассказал, что мама решила купить ему диск с интересным фильмом, но мальчик был и этому рад.
Немногим позже в магазин зашел красивый мужчина лет тридцати пяти. Я обратила на него внимание, потому что он мне кого-то напомнил. Разрез глаз, греческий профиль — где-то я это видела... Когда он заговорил, я отметила сильный акцент. Кто же он: грек, латыш? — гадала я.
— Скажите, у вас есть корм для рыбок? — спросил посетитель.
— Да, конечно, какой вам подать?
— Универсальный, хлопья, пожалуйста.
Я подала ему корм. Мужчина вдруг повернулся к клеткам с животными и стал их разглядывать. Подошел к хомякам и долго смотрел на них.
— Мой сын у вас часто бывает, — неожиданно признался он. — Ему нравятся животные, так же как и мне. Я ветеринарный врач. Моего сына зовут Владислав, он сказал, что недавно купил хомячка...
От неожиданности я ахнула.
— Да, знаю его! Он так мечтает с вами увидеться, а еще мечтает о клетке для хомяка, — выпалила я.
Мужчина удивленно посмотрел на меня. Я поняла, что Влад не рассказал ему о денежных проблемах. Видимо, он послушный мальчик, делает все, что говорит мама, которая из-за своей обиды лишает сына общения с отцом.
— Как, у него нет клетки?! А где же он держит хомячка? — изумленно спросил посетитель.
— В банке. А еще Владик мечтает о втором хомячке, — сообщила я.
— Он говорил, но я не знал, что они нуждаются, — задумался незнакомец.
— Ваша жена обижена. Но вы же должны помогать сыну, — выдала я.
— Помогаю по мере сил, — возмутился мужчина. — А вы, я вижу, в курсе всех событий. Вы им родственница?
— Нет, но я общаюсь с вашим сыном. Он часто приходит в магазин.
— Любит животных — мои гены. — Мужчина улыбнулся. — А я все думал, что подарить ему на день рождения. Значит, он мечтает о клетке и еще об одном хомяке? Но почему он молчит?
— Его мама обижена на вас и не разрешает ему просить у вас подарки. Вы чем-то ее обидели? — Я понимала, что лезу не в свое дело, но меня разбирало ужасное любопытство.
— Потому что я так и не женился на ней. Уехал за границу. Работа занимает все мое время. Уже прошло десять лет, сын вырос. У нее тоже, наверное, кто-то есть...
— Нет у нее никого. Владик живет с мамой и бабушкой, кошкой и хомяком. Советую сходить к ним в гости.
— Но не с пустыми же руками! Так, давайте мне самую лучшую клетку и хомячку подружку, — пошутил мужчина. Я подала ему дорогую клетку, насыпала туда опилки, корм, водичку, посадила хомячка. Он расплатился и довольный ушел. Я надеялась, что все у них образуется.
Владик появился в магазине где-то через неделю. На его лице светилась улыбка. Я спросила:
— Как дела?
— Отлично! Папа подарил мне клетку, о которой я не мог мечтать, и еще одного хомяка.
— А как они с мамой, помирились?
— Наверное. Он приходит к нам, звонит ей, и они куда-то уходят, а меня не берут.
— Им надо поговорить, обсудить, как жить дальше.
— Папа не бросит работу, скоро уедет.
— И вас заберет?
— Нет, вряд ли.
Тут в магазин вошла мама Владика. Она тоже была в хорошем настроении и сразу обратилась к сыну:
— Пошли домой, скоро папа зайдет.
Прошел месяц, Владик часто приходил к нам вместе с мамой. Оба выглядели расстроенными. Папы с ними не было. Я поняла, что он уехал, но спрашивать не смела. Мы говорили о хомячках, о кошке, как она реагирует на грызунов. Мальчик с удовольствием рассказывал. ...Незаметно пролетел год. Все это время Владик по-прежнему приходил в магазин, а затем неожиданно исчез. Я часто вспоминала его, но узнать было не у кого. В наш магазин забегали дети, ровесники Владика, и я решила спросить у них.
— Да, знаю его, — сказал один мальчик. — Так его папа забрал в Африку.
Я обрадовалась, ведь тоже немного поучаствовала в судьбе Влада.