Люди понимали опасности транспорта всегда. И всегда происходили аварии, катастрофы. Какие же катастрофы на транспорте самые большие по числу жертв? Давайте составим список из 10 самых смертоносных аварий и катастроф на транспорте. Давно доказано, что больше всего гибнет на автодорогах. Но чтобы в одной аварии и сразу несколько сот или тысяч – такого не было никогда. Если терпит катастрофу автомобиль гибнут максимум десятки людей. Если самолет – могут быть и сотни. Если поезд – тоже сотни, но уже могут и тысячи. А на корабле, как показывает история может разово погибнуть десять тысяч. Поэтому подавляющее большинство катастроф в нашем списке будет с кораблями. Итак, поехали.
Десятое место. Титаник Наверное, это самая известная, самая попсовая морская катастрофа. Не в последнюю очередь в результате широкого освящения в кино.
Этот был роскошный лайнер. Первое, что бросилось в глаза, это его размер: его длина составляла 299 метров, ширина 28,19 м, высота от киля 53,3 м. Поражали также и технические характеристики. Пассажирское судно было оборудовано двумя четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. Вся силовая установка обладала мощностью 55 тыс. лошадиных сил. «Титаник» мог развивать скорость до 23 узлов (42 км/ч).
Ночь с 14 на 15 апреля 1912 г. в северной Атлантике выдалась холодной, безветренной, ясной и безлунной.
Это было самоубийством – идти на такой скорости ночью. Тем более, что они были предупреждены о множестве айсбергов в этом районе. Лайнер шёл со скоростью 22,5 узла (41,7 км/ч), когда в 23:39 впередсмотрящий увидел прямо по курсу примерно в 650 м очертания айсберга. Около 30 секунд ушло на то, чтобы паровой приводной двигатель повернул перо руля. «Титанику» удалось повернуть на 2 румба. Этим удалось избежать лобового столкновения, но не удара по касательной об айсберг. В результате столкновения «Титаник» на уровне примерно 7 м ниже ватерлинии (3 м выше киля) по правому борту в носовой части получил несколько пробоин, протянувшихся в общей сложности на 91 м. С этого момента Титаник был обречен.
Это произошло в 23-40. Каждую секунду на судно поступало 7 тонн воды. В 0-15 началась подготовка к эвакуации. В 2-20 ночи корма скрылась в воде.
На сигнал бедствия откликнулись 7 судов. Ближе всех от «Титаника» (примерно в 93 км) находился пароход «Карпатия». Он развил свою максимальную скорость в 14 узлов, однако на место бедствия смог прийти лишь спустя полтора часа после полного погружения «Титаника» под воду. К этому моменту большинство оставшихся в воде людей погибло от переохлаждения. Однако 712 выживших удалось спасти. 1496 человек погибло.
Девятое место. Следующая катастрофа до сих пор носит титул самой смертоносной катастрофы на реке и самой ужасной транспортной катастрофы 19 века. Знакомьтесь: «Султа́на» — деревянный колёсный пароход, построенный в Соединённых Штатах Америки на верфи в Цинциннати в 1863 году. В начале второй половины XIX века пароход «Султана» являлся одним из самых больших судов США. Война закончилась, и в апреле 1865 года военный штаб принял решение возвратить домой северян — пленников конфедератов. В городе Виксберге бывшие заключённые из тюрем Мейсона, Андерсонвилля, Кахабы и Фиско взошли на борт парохода, который должен был доставить их домой после почти двухлетнего плена. На судне на момент отплытия вместе с экипажем насчитывалось 2394 человека, в 3,5 раза больше расчётного. Люди были веселы, и не обращали внимания на тесноту – главное – они скоро будут дома.. 27 апреля, Приблизительно в восьми милях вверх по реке от Мемфиса, когда корабельные часы показывали 02.40, на «Султанше» взорвался правый котёл. Мощность взрыва была такова, что палубы вместе с людьми рухнули вниз, а одна из труб была отброшена за борт. Вторая труба обрушилась на переполненную спящими пассажирами носовую надстройку. Возникший в результате взрыва пожар в течение нескольких секунд охватил практически всю среднюю часть деревянного судна. Левый котёл и паровая машина судна не пострадали, и корабль продолжал движение, а возникающий встречный ветер раздувал огонь по всему кораблю. Вскоре большая часть парохода была объята пламенем. В том месте, где произошла катастрофа, ширина Миссисипи достигала пяти километров. Броненосец Эссекс стал свидетелем катастрофы и вскоре спустил шлюпки для спасения людей. Но тут нарисовалось еще одно обстоятельство. Когда шлюпки начали доставать из холодной воды еще живых людей, с берега, со стороны форта на берегу часовые, действуя строго по инструкции, открыли огонь. Война только закончилась, и воинские части боялись нападений партизан, не сложивших оружие. В итоге было потеряно время на объяснение с солдатами. Всего Во время кораблекрушения парохода «Султаны» погибли 1653 человека, спаслись 741, однако в течение ближайшей недели в госпиталях умерли ещё около семидесяти человек.
На восьмом месте Африканский Титаник. MV Le Joola Примерно в 19:30 26 сентября 2002 года Le Joola отплыл из Зигиншора в регулярное ночное плавание между южным Сенегалом, который отделён от северного Гамбией, и столицей-Дакаром. Хотя судно было рассчитано на перевозку максимум 580 пассажиров и членов экипажа, считается, что на борту находилось не менее 1863 пассажиров, в том числе 185 человек, которые поднялись на борт судна с Карабана, острова, на котором не было официального порта для пассажирских судов. Точное количество пассажиров остается неизвестным (некоторые сенегальские организации ставят число более 2000). 1034 человека приобрели билеты, остальным пассажирам либо не требовалось билета (дети в возрасте до 5 лет), либо, как это часто бывало, разрешалось проехать бесплатно – распространенная практика в Африканских странах.. По показаниям выживших, из Зигиншора судно вышло с небольшим креном на левый борт.
Последний сеанс связи парома с центром морской безопасности в Дакаре прошёл в 10 часов вечера. Экипаж сообщил о хороших условиях плавания. В то же время начался шторм. Около 11 часов вечера корабль находился у берегов Гамбии, когда у парома отказали двигатели. Обездвиженный Le Joola повернулся к волнам правым бортом, отчего увеличился крен, а через открытые иллюминаторы внутрь парома стала заливаться вода. На автомобильной палубе, от возросшего крена, с креплений сорвались большегрузные автомобили, что стало "точкой невозврата". Крен в считаные секунды достиг максимальных значений, и в 22:55 по местному времени судно перевернулось. Le Joola оставался на плаву кверху килем до 15:00 следующего дня, после чего окончательно затонул кормой вперед, забрав с собой тех, кто не смог выбраться из корабля.
В то время как часть из пассажиров судна, возможно, погибла во время или сразу после опрокидывания, большинство, вероятно, выжило благодаря "воздушным карманам" в каютах и общественных помещениях, но утонуло в ожидании спасения. Правительственные спасательные команды не прибыли на место происшествия до утра после аварии, хотя местные рыбаки начали спасать выживших за несколько часов до этого. Но к утру, спасать было почти некого. Из 1863-2000 пассажиров выжили лишь 64.
На седьмом месте единственная железнодорожная катастрофа в этом списке с более чем 2000 погибших. Между первой и второй перерывчик небольшой – как вы думаете, каким образом это связано с этой катастрофой? Правильно. Это были первая и вторая волна цунами. Если бы только между первой и второй волной было побольше времени..
Утро 26 декабря 2004 г. Пассажирский поезд «Королева береговой линии» следовал по своему маршруту. В тот день пассажиров в поезде было больше обычного: рождество и буддийский праздник полной луны. Вначале пути в поезде было около 1500 пассажиров. Но на следующих остановках подсело много безбилетников – такая практика распространена в этом районе. Так что никто точно не может сказать, сколько всего пассажиров было в поезде на момент катастрофы. Вскоре после 9-20 утра поезд остановился на красный возле деревни Паралия и всего в 170 метрах от моря. Через 2 минуты после остановки на берег обрушилась первая волна, высотой до 9 метров. Она была выше поезда. Сразу началась паника. В вагоны ринулась вода. Состав оказался разорван волной, один или два вагона разрушены, но тепловоз и семь вагонов устояли на рельсах. К поезду бежали местные жители, надеясь найти спасение в вагонах. Локомотивная бригада приняла решение уводить оставшиеся семь вагонов в безопасное место и начала прицепку вагонов. Прошло менее пятнадцати минут после первой волны, и тут пришла вторая. Она была немного меньше высотой – 6-7 метров, но шла по уже очищенному первой волной пути, и поэтому оказалась гораздо мощнее. Волна играючи опрокинула поезд, унося вагоны на десятки метров от железной дороги. И даже тяжелый тепловоз был отброшен на 50 метров. Два пассажирских вагона вода утащила в океан. По разным оценкам, всего погибло от 1500 до более чем двух тысяч человек.
На шестом месте один из самых мощных неядерных взрывов в истории. Галифакс, Канада. Транспорт Монблан. Около 7 утра. Транспорт Монблан заходил в порт Галифакса. На его борту находилось около 2300 тонн сухой и жидкой пикриновой кислоты, 200 тонн тротила, 10 тонн пироксилина и 35 тонн бензола в бочках. Вообще-то пункт назначения корабля – Бордо, Франция. Но именно в Галифаксе формировались конвои для перехода через Атлантику. В это же время из порта выходил норвежский пароход Имо. Капитаны судов не поняли друг друга, начали совершать хаотичные маневры расхождения. Итогом этого стало то, что Имо воткнулся носом в правый борт Монблана. Несколько бочек с бензолом лопнули, а их содержимое растеклось по судну. Имо дал задний ход и освободился. Однако когда его нос выходил из борта Монблана, возникли искры, которые подожгли бензол. Капитан Монблана тут же отдал команду экипажу покинуть судно, понимая, что может случиться в любой момент. Монблан начал дрейфовать в сторону берега, навалившись в итоге на деревянный пирс. В городе почти никто не знал о том, какой груз был на Монблане. Именно поэтому все свободное население города наблюдало за пожаром. Неожиданно в 9-06 чудовищной силы взрыв уничтожил корабли, порт и большую часть города. В городах в радиусе 60 миль от Галифакса во всех церквях зазвенели колокола от ударной волны. 1963 человека погибло и еще 2000 пропало без вести. Мощность взрыва оценивается в 3 килотонны.
Пятое место. Единственная в нашем топе авиационная катастрофа, а точнее – теракт. Собственно, в самолетах погибло не так много людей, но это все-таки катастрофа, связанная с транспортом, поэтому она здесь. 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке произошла серия терактов, унесшая жизни почти трех тысяч человек. Два самолета Boeing 767, захваченные террористами «Аль-Каиды» (организация запрещена в России), врезались в башни-близнецы Всемирного торгового центра (ВТЦ) в Нью-Йорке, еще один самолет — Boeing 757 — рухнул на Пентагон - здание министерства обороны США в Вашингтоне. Жертвами терактов стали 2977 человек из 92 стран. Я сам прекрасно помню тот сентябрьский день, прямой эфир и растерянность: как это возможно? Что происходит? Америка рушится?
8:46:40: Рейс 11 на скорости приблизительно 790 км/ч врезается в северную сторону северной башни ВТЦ (1 WTC), между 93-м и 99-м этажами.
9:03:11: Рейс 175 врезается на скорости около 959 км/ч в южную сторону южной башни ВТЦ (2 WTC), между этажами 78 и 85.
Рейс 77 врезается в западное крыло здания Пентагона, отчего начинается сильный пожар. Рейс 93 падает в 129 км юго-восточнее Питтсбурга в Графстве Соммерсет, Пенсильвания. Позже сообщается, что пассажиры, получившие по мобильным телефонам информацию о двух других захваченных самолётах, врезавшихся в ВТЦ, приняли решение вернуть контроль над самолётом. У них это плохо получилось, но они хотя бы ценой своих жизней предотвратили еще один теракт..
Четвертое место. Взрыв на пароходе Hsuan Huai. Это довольно закрытая трагедия, информации почти нет. К ноябрю 1948 г. Националистическая армия Китая на северо-востоке была уничтожена. Единственной силой сопротивления оставался 52-й армейский корпус, который к этому времени находился в порту Инкоу. Для спасения военных было решено переправить их на корабле по морю в более безопасное для них место. Для этой цели было использован пароход MV Hsuan Huai. По некоторым данным, пароход был загружен 3000 баррелями бензина, амуницией и спасавшимися людьми. Вблизи порта YingKou на судне произошёл взрыв и возгорание. По воспоминаниям одного из очевидцев, возгорание произошло по вине солдат, которые курили под палубой. Моряки и солдаты не сумели справиться с пожаром. По сведениям из Австралийской прессы, «Более 2000 солдат Китайских Националистов погибло во время пожара, произошедшего на судне HSUAN HUAI». Согласно историческим запискам 52 армейского корпуса, число погибших составило 3000 человек.
Третье место. Еще одна жертва войны. Ориа — Норвежский пароход, разбившийся на скалах в Эгейском море 12 февраля 1944 года, что привело к гибели около 4000 итальянских военнопленных.
Ориа был построен в 1920 году на верфи Osbourne, Graham & Co, Сандерленд и принадлежал норвежской компании Fearnley & Eger из Осло
История этого судна довольно запутанная, однако в конце концов это судно, как и некоторые другие, использовали немцы для перевозки итальянских военнопленных.
11 февраля 1944 года пароход вышел с острова Родос, направляясь в Пирей, имея на борту 4046 итальянских военнопленных 90 немцев охраны и экипаж.
На следующий день разыгрался нешуточный шторм, и пароход сменил курс. На его пути были подводные скалы. Капитан немецкого торпедного катера TA-17, который сопровождал Oria, пытался предупредить норвежца, запустив красные сигнальные ракеты, но было поздно.... В 18.45 Oria напоролась на риф. Под напором волн корабль раскололся надвое, задняя часть ушла под воду в течении считанных минут. Нос судна погружался постепенно, но это не спасло солдат, которые были заперты в трюмах и не имели возможности выбраться.
Как сообщается в открытых источниках, на следующий день удалось спасти 21 итальянца, 6 немцев и 1 грека. Все остальные, 4074 человек, погибли.
Еще много дней море выбрасывало на берег тела погибших итальянских солдат, многие так и остались погребены в запертых трюмах. Те, кто был заперт в носовой части, погибли не сразу. Вода понемногу затопляла трюм, некоторые солдаты успели нацарапать на кружках и других предметах свои имена и последние послания родным.
На втором месте трагедия, унёсшая около 4300 человеческих жизней. Это самая большая катастрофа мирного времени за всю историю. Она произошла 20 декабря 1987 года. Филиппины. Паром Донья Пас, выполнял обычный рейс по хорошо известному маршруту, который он проходил два раза в неделю. Это судно, в бытность свою еще японским паромом вмещало до 600 пассажиров. Однако филиппинская кампания видимо эффектно оптимизировала его, потому что по некоторым данным, в роковой рейс судно пошло имея на борту 4341 человека. Как они там уместились? Корабль то гораздо меньше титаника.. Когда-нибудь это должно было случиться. Потому что в тех местах встречались вот такие танкеры, как Вектор. Фактически нелегал, не имеющий лицензии на перевозки, без навигационных приборов, с командой, набранной портовом кабаке и с тысячей кубов бензина и нефтепродуктов на борту. В тот вечер и ночь погода была ясная, видимость отличной, хотя на море было волнение. Пролив, в котором случилось столкновение узким тоже не назвать – более 30 километров.. Поэтому возникает вопрос: как вообще получилось, что они не заметили друг друга? На мостиках никого не было? Как бы то нибыло, в 22-30 они встретились. И столкнулись. Через минуту вспыхнуло пламя – бензин из танкера выливался и горел. По воспоминаниям немногих выживших, команда Донья Пас была в шоке и ничего не делала. Спасательные жилеты оказались заперты в шкафчиках, ключей от которых не нашли. Впрочем, спастись было почти невозможно: море вокруг судов горело… А там, где огня не было, были акулы во множестве. Через два часа после столкновения паром затонул, а танкер – через четыре часа.
Через восемь часов о случившемся стало известно властям, которые организовали поисково-спасательную операцию. Только 26 человек выжили в этой катастрофе. А погибло более 4300.
И на первом месте печальный итог самой смертоносной в истории человечества морской катастрофы. И это также самая смертоносная торпедная атака в истории. Почти десять тысяч погибших ночью в мороз при минус восемнадцати и в черной ледяной воде…
Вильгельм Густлов – большой десятипалубный лайнер. Использовался как плавучий госпиталь и как транспортное судно. Балтийское побережье. Красная Армия наступает, и конец рейха все очевиднее. Немцы эвакуируют солдат, матросов, возможно и какую-то часть населения.
Как утверждают эксперты, было три фатальных решения, сделавшие катастрофу неминуемой. Во-первых, не было конвоя для защиты, во-вторых, не было и прикрытия с воздуха, и в-третьих, отсутствие светомаскировки.
По современным оценкам на борту должно было находиться 10 582 человек. Командир советской подводной лодки С-13 Александр Маринеско увидел ярко освещённый, вопреки всем нормам военной практики, «Вильгельм Густлофф», и в течение двух часов следовал за ним в надводном положении, выбирая позицию для атаки. Как правило, субмарины того времени даже в надводном положении были неспособны догнать быстроходные лайнеры, но лайнер шёл медленнее проектной скорости, учитывая значительное переполнение пассажирами и минные поля вокруг. В 19:30, так и не дождавшись тральщиков, Капитан Густлова дал команду потушить огни, но уже было поздно — Маринеско выработал план атаки.
Около девяти часов вечера С-13 зашла со стороны берега, где её менее всего могли ожидать, и, из надводного положения, с дистанции менее 1000 м в 21:04 выпустила первую торпеду с надписью «За Родину», а затем ещё две — «За советский народ» и «За Ленинград». Четвёртая, уже взведённая торпеда «За Сталина», застряла в торпедном аппарате и едва не взорвалась, но её удалось обезвредить, закрыть люки аппаратов и погрузиться.
В 21:16 первая торпеда попала в носовую часть судна, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение, двигатели заглохли, но освещение продолжало работать за счет аварийного дизель-генератора. Первой мыслью пассажиров было то, что они наскочили на мину, но капитан Петерсен понял, что это была субмарина, и его первыми словами было: «Вот и всё». Те пассажиры, которые не погибли от трёх взрывов и не утонули в каютах нижних палуб, в панике бросились к спасательным шлюпкам. В этот момент оказалось, что приказав закрыть, согласно инструкции, водонепроницаемые переборки в нижних палубах, капитан заблокировал часть команды, которая должна была заняться спуском шлюпок и эвакуацией пассажиров. В панике и давке погибли многие из тех, кто выбрался на верхнюю палубу. Они не могли спустить спасательные шлюпки, потому что не умели этого делать, к тому же многие шлюпбалки обледенели, а судно уже получило сильный крен. Общими усилиями команды и пассажиров некоторые шлюпки удалось спустить на воду, и всё же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы сорвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, уже полную людей. Примерно через час после атаки «Вильгельм Густлофф» полностью затонул.